Чудесная история жизни и творчества Григория Журавлёва – художника из Самарской глубинки.
Далеко не все местные в Самаре знают эту удивительную, поистине чудесную историю (к счастью, ситуация исправляется, недавно открылась экспозиция работ иконописца в областном музее им. Петра Алабина).
В 1858 в селе Утёвка в семье крестьянина родился мальчик, не такой как все – у Григория были атрофированы руки и ноги.
Старожилы рассказывали, что мать пролила много слёз из-за «убогости» ребёнка. И даже думала наложить на себя руки, умертвив вместе с собой сына
Неожиданно больной малыш оказался самым талантливым в семье.
Дедушка возил Григория в школу – там он и научился зубами держать карандаш и даже записывать им.
Очевидцы свидетельствовали, что ребенок и раньше проявлял склонности к рисованию, ползая по двору, чертил что-то прутиком, зажатым в зубах
Будущий художник обучался мастерству, и уже не карандашом, а кистью начал писать картины, а после иконы.
Это ли не чудо? Не согласны? Тогда карандаш в зубы, и вперёд – попробуйте написать им хотя бы своё имя
Григорию помогала семья – брат делал заготовки (художник часто выбирал в качестве холста дерево или железо), бабушка подбирала кисти, отец возил иконы в губернскую столицу.
Одна из самых узнаваемых икон мастера – образ Николая Чудотворца, написанный специально для цесаревича Николая, будущего последнего русского императора.
«Написал сию икону по вразумлению Всемогущего Бога, который допустил меня на Свет Божий. И даровал мне дар. Потом открылось движение моего рта, которым я управляю своё мастерство по повелению Божию», – такое письмо Журавлёв отправил будущему государю вместе с иконой
Эти слова Журавлёва характеризуют его отношение к творчеству и к собственной жизни, которая была, на наш взгляд, самым настоящим свидетельством того, что чудеса бывают.
Нам нравятся иконы Журавлёва, в первую очередь, за небольшую диспропорцию в лицах, которая придаёт им как будто ещё больше смирения, кротости и мудрости.
Особенно здорово получаются огромные, будто живые, глаза, наполненные скорбью и в то же время, светящиеся изнутри.
Иконы Журавлёва собирали по местным жителям, окрестным деревням, часть работ хранится в государственных музейных фондах. Один из образов исследователи творчества художника нашли в Сербии
Сохранилось немного карандашных работ.
У художника даже появились ученики, в соавторстве с которыми он работал. Вот, например, одна из икон, созданная совместно с учениками. Согласитесь, различия есть. Нам больше нравятся «каноничные» журавлёвские работы.
Одним из важнейших дел жизни Григория Журавлёва стала роспись Церкви Троицы Живоначальной (1892) в родном селе.
Местные жители передают легенду о том, как художника поднимали под купол в специальной люльке на кожаных ремнях, лёжа в которой он писал фрески.
Ну а мы в очередной раз удивляемся стойкости духа этого удивительного человека.
Григорий Журавлёв скончался в 1916 после скоротечной чахотки. Не удаётся восстановить точное число оставшихся после него икон и картин. Цифры исследователей тоже расходятся: от 30 до 100.
Write a comment:
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.