Лк., 83 зач., 16:19-31.

Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его.(Лк. 16:19 — 21) Перед нами тяжёлая картина земного неравенства. Но потом будет страшная картина неравенства небесного … . Почему Христос нигде не говорит имени богача, а только нищего — Лазаря?
Потому что имя богача уже исчезло из Книги Жизни и Он бы восстановил его Своим упоминанием. Также исчезли на Небе имена Ирода, Пилата, Каиафы, и многих других; поэтому их никогда не вспомнят жители Неба — ни Ангелы, ни Святые… Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его(Лк.16:22—23).Умер богач: он оставил на земле тело, все радости телесной жизни и попал в ад. А Лазарь оставил на земле: голод, болезни и псов. И попал на лоно Авраамово. Так проявляется справедливость Божия!
Почему богач оказался в аду? Потому что он веселился всю жизнь, а смех и веселье полностью изгнали из его сердца страх Божий. Попав в ад, на верное, первый раз за всю жизнь, богач поднимает глаза на Небо и видит там презираемого Лазаря. Что такое лоно Авраамово? Это такое место, где находились праведные люди до прихода на землю Христа. Там не было мучений, но и радость была неполной: они ждали Христа. Полная радость и полное мучение будут только после Страшного Суда.Потом пришёл Христос: победил смерть и вывел всех Святых в Рай. Свт. Николай Сербский пишет, что до прихода Спасителя евреи считали Авраама первым праведником, а Господь говорил эту притчу евреям. С приходом Христа в мир, многие стали больше Авраама в Царствии Божием. Например, Господь обещал не Аврааму, а апостолам, что они будут судить 12 колен израилевых…
и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем (Лк.16:24). Как страшно адское пламя, ясно видно из того, что богач просит только каплю воды, на конце пальца … . Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь – злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят(Лк.16:25—26). Авраам обращается к богачу ласково — чадо. Это показывает, что в Раю совсем нет злобы. Но он не может выполнить просьбу грешника по двум причинам. Во-первых, потому что в этом — справедливость Неба; а во-вторых, потому что между Раем и адом, нет дороги. Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения.(Лк.16:27—28). Богач своей легкомысленной жизнью соблазнил братьев: проложил им дорогу в ад. Теперь он хочет исправить хоть этот грех: просит Авраама не столько ради своих братьев, сколько ради себя . Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются. Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят.(Лк.16:29—31). Другую просьбу богача Авраам тоже не может исполнить. Зачем посылать Лазаря на землю, если через Моисея и пророков людям ясно сказано, как жить? Какую пользу принесло Саулу явление Самуила из мертвых (1Цар.28)?
Давайте постараемся прожить свою жизнь так, чтобы наши имена появились в Книге Жизни. Для этого нужно постоянно трудиться — чтобы не иметь жестокосердия богача и приобрести терпение Лазаря; его веру и надежду. Не будем ничего в этом мире : ни здоровье, ни способности, ни достаток — считать своей собственностью. Потому что всё , что мы имеем, — это Бог дал нам в долг: для спасения своей души, через помощь окружающим… Аминь! священник Андрей Гильгенберг, ДРЕЗДЕН — ГЕРМАНИЯ

 

Follow us: