Евангелие об Иоанне Предтече (Мк., 1 зач., 1:1‒8).

Евангелие об Иоанне Предтече (Мк., 1 зач., 1:1‒8).
Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия, как написано у пророков: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою (Мк.1:1‒2). Евангелист Марк начинает свое Евангелие сразу началом общественного служения Христа миру. И тут же он указывает на пророчество Малахии об Иоанне Предтече как ангеле (Мал.4:5).
ПОЧЕМУ И ПРОРОК, И ЕВАНГЕЛИСТ НАЗЫВАЮТ ИОАННА АНГЕЛОМ, ХОТЯ ОН БЫЛ ЧЕЛОВЕК? Потому что Иоанн похож на Ангелов: 1) своим послушанием Богу; 2) своею свободой от мира; 3) своим нежеланием думать о жизни тела. Послушание Богу ‒ это основа всего. От него рождается свобода от мира; а от свободы от всего мирского зависит недумание о своём теле… Кроме этого ‒ Иоанн постоянно видел Ангелов и общался с ними.
Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему (Мк.1:3). Ев. Марк приводит слова пророка Исайи (Ис.40:3—4). Голос кричащего ‒ это Иоанн Креститель, пустыня ‒ души человеческие, ушедшие от Бога.
КАК ПРИГОТОВИТЬ ПУТЬ ХРИСТУ; ЧЕМ ВЫПРЯМИТЬ ЕГО ПУТИ? Искренним исповеданием и покаянием. Христос будет стучать в двери каждой души. Исповедь и покаяние открывают двери души: чтобы Он вошёл и оживил её. А не исповедавшийся и не покаявшийся оставит двери души закрытыми и заржавевшими от греха. И Господь пройдет мимо него … Путь Господень и стези Его ‒ это души человеческие; они искривляются нераскаянными грехами!
Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния. Иоанн был непререкаемым авторитетом для своих современников и поэтому ‒ … И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои. Иоанн же носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный …, и ел акриды и дикий мёд (Мк.1:5—6).
Пустынный пророк, Иоанн знал человеческую природу: ее слабость, непостоянство и склонность ко злу. Он узнал её в долгой борьбе с собой. Поэтому при крещении людей он требовал от них приносить достойные плоды покаяния (Лк.3:8).
КАКИЕ ПЛОДЫ? От гордых фарисеев и саддукеев иерусалимских, гордившихся своим происхождением от Авраама, Иоанн требует выбросить эти мысли из головы (Мф.3:7-9). От других людей Иоанн требует иных плодов покаяния: давать милостыню (Лк.3:10-11), мытарям ‒ не брать больше положенного (Лк.3:12—13), воинам ‒ никого не обижать, не клеветать, и быть довольными своим жалованьем (Лк.3:14). Этих плодов покаяния было недостаточно для спасения души от греха. Но достаточно, чтобы выпрямить пути Божии…
И проведывал, говоря: идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его; я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым (Мк.1:7—8). Здесь Иоанн характеризует Христа и показывает принципиальную разницу Ветхого и Нового Заветов: Закона и Любви.
Свт. Николай Сербский писал, что Иисус Христос, Сын Божий, и Его Евангелие начинаются для тебя тогда, когда Он воскресает в сердце твоем и уме как единственный твой Спаситель. Тогда, когда Он перестанет быть в тебе только как золотая лампада, наполненная маслом, но не горящая; но когда зажжется и будет согревать и освещать все твое существо. Тогда, когда Он станет для тебя хлебом насущным, без которого ты не можешь провести ни одного дня. Тогда, когда Он будет для тебя ценностью большей, чем вся вселенная, все блага, родные и друзья; когда Он станет тебе дороже самой земной жизни твоей. Тогда для тебя наступит истинное начало Иисуса Христа. И лишь тогда ты сможешь правильно понимать Евангелие…
Христос пришел, чтобы научить людей забытому смирению и нарушенному послушанию. Он дал нам совершенный пример смирения и послушания Отцу Небесному. И Его Предтеча ‒ Иоанн, своим примером тоже учит нас смирению и послушанию…
Будем же учиться этим Святым примерам. Постепенно искреннее смирение и послушание освятят нашу жизнь, наполнят её духовным смыслом и введут в Рай… Аминь!

священник Андрей Гильгенберг, ДРЕЗДЕН —ГЕРМАНИЯ,

 

Follow us: