ВТОРОЕ пасхальное воскресенье – обозначается в России пугающим именем Антипасха. Услышав это слово, некоторые начинают думать, что речь идет о чем-то нехорошем: о грехах и ошибках священнослужителей, о мирских либо аскетических соблазнах… Но Церковь продолжает пасхальные торжества, а грех и соблазны, омрачающие ее земную жизнь, не слишком смущают верующих – им известно, что Церковь призвана вести к Богу людей, что все люди грешны, а раз так – нет причин удивляться, что грешников и уступки соблазнам можно найти в любом храме. Само же слово “Антипасха” означает “Противоположный Пасхе” – речь идет о противоположном первому пасхальному дню конце пасхальной недели. В этот день в ранней Церкви крестившиеся на Пасху христиане снимали с себя крещальную одежду и заново – в качестве преображенных крещением людей – вступали в мирскую жизнь.
Всякое ли неверие пагубно для души? Кто ближе к Богу: неверующий, по зову совести исполняющий Христову заповедь любви к людям, или ненавидящий людей “верующий” фанатик? О возможности “доброго” неверия напоминает евангельский рассказ о неверии апостола Фомы. Фома долго терзался сомнениями, не решаясь поверить вести о Воскресении Христа. Но вот Воскресший зримо и осязаемо предстал перед апостолом – и сомнения разрешились. Рассказ о явлении Воскресшего Фоме читается в Русской Православной Церкви в день Антипасхи (отсюда другое название праздника – Фомино воскресенье). Фомино воскресенье как бы повторение Пасхи для тех, кто опоздал встретить Воскресшего.
Неверие Фомы было добрым – оно рождалось не из злой и пагубной для души неприязни к Богу и Христу, а из боязни трагической ошибки. За неверием Фомы скрывалась глубокая любовь к распятому Учителю. Но если возможно доброе неверие, то становится легче понять стремление тысяч и тысяч христиан молиться за живых и усопших инаковерующих, некрещеных, неверующих… Молитва “за весь род человеческий” вполне созвучна Евангелию – ведь Христос пришел спасти всех. Евангелие говорит, что Христос “просвещает всякого человека, приходящего в мир” (Ин. 1, 9). Заметим – всякого человека, а не только христианина или только верующего. Храмовая молитва за инаковерующих и некрещеных некоторым кажется нарушением старых средневековых правил. Но всегда возможна молитва домашняя (келейная). К тому же Христова любовь выше буквы правил.
С особой силой потребность молиться за всех усопших ощущается в дни пасхального заупокойного поминовения. Многие из тех, кто почти не бывает в храмах, в эти дни стараются помянуть оставивших земную жизнь, не слишком задумываясь об их вере. Воскресение Христа – залог всеобщего воскресения, и потому богослужение Радоницы светлое и оптимистичное.