Епископ Феофан Говоров (в будущем святитель Феофан Затворник Вышенский) кроме изучения Библии и святых отцов, изучал и психологию. Понимать различие людей и особенности разных душ – важное дело в пастырском служении. Да, и в любом деле, связанном с людьми.

Ходил к нему на беседы и исповеди один человек. Старательный, как школяр, настойчивый, как подросток, но какой-то кровоток в нем был греховный, мешающий его духовной жизни и жизни в целом. Будто скованна, привязана целями душа была его. Худое все видел, душа черства была, благодарить не умел.

Видел опытным взором, богомудрый епископ Феофан страдания души его. Но не мог долгое время понять, что именно гложет душу обратившегося. Помочь хотел и о Божьей помощи молил ему. И разумения у Бога себе просил, чтобы понять человека правильно.

Приходил тот человек всегда с «бумажкой грехов», вычитывал их и каялся. И всегда старательно все выписывал, будто формальную ревизию души проводил. Знал человек об этой практике «выписывания грехов» от святых отцов. Знал и делал. Но только пользы не имел, ибо главного смысла не уразумел, евангельского.

 

Что действие без понимания смысла? Пустодействие.

Коварен же был лукавый. Он превратил это, казалось бы, доброе дело покаяния, во зло.

Постоянно думая о грехах, постоянно их выписывая, постоянно в них каясь, человек сей «велся» на страсть уныния, лукаво притаившуюся в глубинах души его. И таким «покаянием» усиленно подпитывал ее. Он уже не видел света Божьего, а занимался самоподавлением и самонасилием. Недоброе дело стало твориться. Не кающийся Богу грешник, а добивающий себя самонасильник.

От Бога ли такое «покаяние»?

Уразумел, с Божьей помощью, это епископ Феофан и вот что отметил:

«Записывать грехи не для всякого бывает полезно. Это может создавать беспокойство, что де-никак не могу побороть зло, а лучше записывать добрые дела» (из «Духовного дневника» епископа Арсения Жадановского о епископе Феофане, М. «Отчий дом», 2006, с 144).

Такой совет дал богомудрый подвижник Божий Феофан человеку тому несчастному:

– Возьмите себе за правило – ежедневно читать из евангелий те фрагменты его, где Христос спасает людей, помогает людям, совершает дела добра.

– Хорошо, Влыдыко – внял ему человек.

– Больше о милости Христа думайте и о Делах Его спасения. Выписывайте на бумажку добрые дела. Дела, которые делает Бог в Вашей жизни, для Вас. Их подмечайте, о них больше думайте. На них сосредоточьте ум и сердце Ваше.

– Да, Владыко – ответил человек – записи добрых дел надо приносить на исповедь?

– Необязательно. Главное, будьте внимательны к этому, к добрым делам Божьим.

– Хорошо, Владыко.

– Молитесь Богу о даровании разума духовного Вам, чтобы понимать Христа правильно. О том просите, как о Царстве Божьем.

– Есть такие специальные молитвы? Где их взять?

– Молитесь своими словами, но от сердца. Не нужно много слов, скажите самые простые, но от души. Сердцем возжелайте просимое.

– Я постараюсь, Владыко, но сердце мое сможет ли? Ведь грешен.

– Раз за разом – получится. Бог прибавит сил. Милость Его велика к нам, грешным. Помоги, Господь.

– Благодарю, Владыко.

Человек внял словам епископа Феофана.

Не сразу все получилось, ибо привычка к неправильному не всегда быстро одолима. Вроде начнешь исправление, а в старое привычка тянет. Да, и сердце околодованное унынием, не быстро цепи эти разрывает. У всякого по-разному.

Но человек тот продолжал работать над собой, уже в правильном и полезном русле. Самоподавление ушло, рассеялось.

Когда человек тот научился видеть дела Божьи в своей жизни, выписывать их и подмечать, то подсказал ему епископ Феофан другое важное:

– Теперь научились видеть дела Божьи в своей жизни. Откройте душе своей благодарение за них Христу Спасителю Нашему.

Этот шаг оказался проще. Когда видишь добро Божье, слова благодарности идут сами.

Человек стал со временем замечать улучшение своей жизни.

И уразумел практически, ЧТО есть жизнь духовная, ЧТО есть вера Богу, от дел рождающееся, и какое благо открылось ему.

Само по себе пришло и благодарение епископу за помощь, Он высказал его Владыке. Феофан смиренно отклонился от похвал, опустив главу свою вниз. Христианин не для похвалы себе дела добра творит, но чтобы ближнему помочь, что от Бога ему дан. Это живая потребность души христианской.

Но человек хотел отблагодарить. Душа полна была благодарности доброму пастырю Феофану. В жизни ведь как: все взаимно. Получив доброе и сам добром хочешь ответить.

Стал человек в молитвах своих Богу, своими словами от души, благодарить богомудрого пастыря Феофана. И слова сами шли, и душа желала этого сама. Она уже не была черствой и скованной. А там, пусть Бог Сам все благоустроит.

Follow us: