Как правильно вести диалог с детьми и подростками?
Рассказывает протоиерей Дмитрий Смирнов
ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ НАЧИНАЕТСЯ ВО ВРЕМЯ ИХ ЗАЧАТИЯ
Беседа «О воспитании детей». Часть 1-я
Большая часть ответственности за духовное состояние человека лежит на семье.
Воспитание детей начинается во время их зачатия. Плод слышит и чувствует в утробе матери. Да, он слышит и видит глазами матери, понимает ее движения и эмоции, хотя его разум еще не развит. Когда лицо матери становится грустным, то и он грустит. Если мать нервничает, то и он нервничает. Все, что чувствует мама – грусть, боль, страх, беспокойство и многое другое, – все эти эмоции проживает и эмбрион.
Если мать хочет избавиться от ребенка, если она не любит его, то он это чувствует, и в его сердце возникают травмы, которые сопутствуют ему на протяжении всей жизни. И совсем обратное происходит, когда ему сообщаются добрые материнские чувства. Когда мать испытывает радость, покой и любовь к ребенку, все это таинственным образом передается ему, а позже она передает это уже собственным детям.
Во время беременности мать должна много молиться и любить своего будущего ребенка
Поэтому во время беременности мать должна много молиться и любить своего будущего ребенка, гладить свой живот, читать псалмы, петь тропари и жить праведной жизнью. Это для ее пользы. Она жертвует собой ради ребенка, зачатого в ней, чтобы он стал праведным и с самого начала обрел праведную основу жизни. Вы видите, насколько сокровенно то, чтобы женщина зачала и родила ребенка, сколько в этом ответственности и чести!
Я расскажу вам что-то о других живых существах, о созданиях, которые не являются разумными, и тогда вы поймете это намного лучше. В Америке биологи провели следующий эксперимент: посадили цветы в двух залах с одинаковой температурой, в одинаковую почву, и одинаково поливали их. Однако было одно отличие. В одном из залов они включали нежную и приятную музыку. И каким был результат? Что я могу вам сказать! Цветы, которые росли в зале, где звучала музыка, сильно отличались от цветов в другом зале. Они были более яркими, выглядели более здоровыми и росли намного быстрее.
То, что спасает детей и делает их хорошими людьми, – это жизнь родителей дома. Родители должны отдаться Божьей любви. Они должны быть святыми перед своими детьми и показать это своей кротостью, терпением и любовью. Каждый день они должны проявлять вдохновение и любовь к своим детям. Радость, которую они чувствуют, святость, которая нисходит к ним, принесет благодать их детям.
В основном родители виноваты в плохом поведении детей. Детей не спасут ни советы, ни дисциплина, ни строгость. Если родители не идут по пути святости, и если они не подвизаются, то они совершают большую ошибку и приносят детям зло. Если родители не живут святой жизнью и не разговаривают с любовью, то дьявол мучает родителей непослушанием их детей. Любовь, единодушие, понимание между родителями – это то, что нужно детям. Это дает большую безопасность и уверенность детям.
В основном родители виноваты в плохом поведении детей
Поведение детей напрямую связано с духовным состоянием родителей. Когда дети страдают из-за недопонимания между родителями, то у них нет сил и воли развиваться. Они огорчаются, и в любую минуту их душевное состояние может рухнуть. Позвольте мне рассказать вам два случая.
Однажды ко мне пришли две очень юные девушки. У одной из них было много неприятных переживаний, и она спросила меня, с чем это связано. Я ответил ей:
– Все это исходит из твоего дома, от твоих родителей.
Когда «увидел» душу одной из них, я сказал:
– Все это ты унаследовала от своей матери.
– Но наши родители прекрасные люди, – ответила она. – Они христиане, регулярно исповедуются, причащаются. Как говорится, мы живем в духе веры...
Я ответил ей:
– Я не верю тому, что вы сказали мне. Я вижу только одно – что ваши родители не живут с радостью Христа.
На что другая девушка сказала:
– Послушай, Мария, геронда правильно говорит. Он имеет право так говорить. Наши родители посещают духовника, исповедуются, причащаются. Да, все это они делают... Но разве у нас когда-нибудь был мир в нашем доме? Мама и папа постоянно ссорятся. Один раз отец не захотел кушать то, что сготовила мать, другой раз они не хотели вместе куда-то пойти. В этом смысле геронда прав.
– Как зовут твоего отца? – спросил я ее.
Она сказала, как зовут ее отца.
– Как зовут твою маму?
И она произнесла имя своей матери.
– Ну, – сказал я ей, – ты не совсем в хороших отношениях со своей матерью.
Сейчас послушайте меня! Когда девушка мне сказала имя своего отца, я мысленно увидел ее отца, «увидел» его душу. Пока она говорила мне имя своей матери, я увидел, какие у нее отношения с матерью.
В другой раз меня посетила женщина с одной из своих дочерей. Она была взволнована и тихо плакала.
– Я чувствую себя очень несчастной.
– Почему? – спросил я у нее.
– Я в отчаянии и из-за моей старшей дочери, которая выгнала своего мужа из дома, но долгое время не говорила нам об этом и врала нам.
– Почему она лгала вам? – спросил я ее.
– Она давно выгнала из дома своего мужа и ничего нам не сказала. Когда мы спросили ее по телефону: «Как дела у Стелю», она ответила: «У него все хорошо. Его сейчас нет дома. Он пошел купить газету». Каждый раз она говорила, что он куда-то пошел, чтобы мы не усомнились в их взаимоотношениях. Это продолжалось два года. Два года она скрывала от нас, что выгнала его из дома. Несколько дней назад мы узнали об этом от Стелю, когда случайно встретили его на улице.
На что я сказал ей:
– Это твоя вина, твоя и твоего мужа. Но больше всего ты в этом виновата.
– Почему я? Я так люблю своих детей! Я не выходила из кухни, у меня не было личной жизни, я привела их к Богу и в Церковь, давала им столько хороших советов. И почему я оказалась виноватой?
Я обратился к дочери, которая присутствовала при разговоре:
– А ты что скажешь?
– Да, мама, геронда прав. Из-за твоих ссор с папой мы никогда не могли даже съесть в спокойной обстановке кусочек хлеба.
– Вот видишь, я прав! Вы виноваты. Вы причиняете вред своим детям. Они не виноваты, но несут последствия вашего поведения.
В душах детей возникает определенное состояние, которое является следствием поведения их родителей. Оно оставляет отпечаток в них на всю жизнь. Дальнейшее поведение детей и их отношения с другими людьми напрямую зависят от переживаний в детском возрасте. Дети растут, получают образование, но они не видят глубоких изменений. Это можно наблюдать в нашей повседневности. Например, тобой овладевает чревоугодие – ты постоянно хочешь есть. Ты взял какой-то фрукт и съел его. Увидел какую-то еду, и тебе хочется ее съесть. Увидел еще что-то съестное – и хочешь это скушать. Чувствуешь себя голодным, тебе кажется, что ты нечего не ел, тебе становится плохо, ты начинаешь дрожать. Боишься похудеть. Но это можно психологически объяснить. Допустим, ты вырос без отца и матери. Поэтому ты был обделенным и голодным, бедным и слабым. И это обстоятельство обусловило твою физическую слабость.
Будьте праведными, и у вас не будет проблем с детьми
Большая часть ответственности за духовное состояние человека лежит на семье. Чтобы предостеречь детей от разных внутренних проблем, недостаточно только советов, принуждений, логики и угроз. Я бы сказал, что от всего этого становится хуже. Ситуацию исправляет только освящение родителей. Будьте праведными, и у вас не будет проблем с детьми. Праведность родителей предостерегает детей от проблем. Дети желают видеть возле себя праведных родителей, наполненных любовью, которые не будут внушать страх и не будут ограничиваться только поучениями, но дадут им пример из своей жизни. Вы, родители, молитесь в безмолвии, воздев руки к Господу Христу, и таинственным образом обнимайте ваших детей. А когда они непослушны, примите некоторые воспитательные меры, но не оказывайте на них давления. И, прежде всего, молитесь.
Чаще всего родители, и особенно мать, оскорбляют своего ребенка за то, что он сделал что-то неправильно, и слишком много ругают. Это оскорбляет, ранит ребенка. Даже если не делаешь это словами, то ты это делаешь своим возмущением или строгим взглядом, и это ребенок чувствует. В этом случае он думает, что мать не любит его. Он спрашивает ее:
– Мама, ты меня любишь?
– Да, дитя мое.
Но он не верит ей, так как он оскорблен. Мать любит своего сына. Позже она захочет погладить его по голове, а он оттолкнет ее. Он не примет ее ласку, потому что он считает это лицемерием, поскольку его душа оскорблена, ранена.
Чрезмерное беспокойство родителей не позволяет детям расти
Есть еще что-то, что вредит детям. Это чрезмерное беспокойство или страх со стороны родителей. Послушайте одну историю.
Одна женщина пожаловалась мне, что ее пятилетний ребенок не слушает ее. Я также сказал:
– Это ты виновата.
Но она этого не поняла. Однажды мы с ней на машине поехали на море. Ее ребенок был с ней. Она держала его за руку. Вдруг ребенок вырвался и побежал к морю. Там была песчаная дюна, а прямо за ней находилось море. Мать забеспокоилась, хотела закричать и была готова броситься бежать за своим ребенком, видя, как он стоит на волосок от смерти, на вершине дюны с вытянутыми руками, пытаясь сохранить равновесие. Я успокоил ее. Посоветовал ей повернуться спиной к ребенку и наблюдать за ним со стороны. Когда ребенок понял, что не может спровоцировать и напугать свою мать, чтобы она начала кричать, как обычно это случалось, он медленно спустился с дюны и подошел к нам. Вот так все было! Тогда ее мать получила жизненный урок правильного воспитания детей.
Другая женщина жаловалась мне, что ее единственный сын плохо ест, особенно не хочет кушать йогурт. Малышу было около трех лет, и он мучил свою мать каждый день. Я сказал ей:
– Сделай следующее: убери все продукты из своего холодильника и наполни его только йогуртом. Да, вы и ваша семья несколько дней помучаетесь. Когда придет время для трапезы, дай всем, в том числе и Петру, йогурт. Он не захочет его есть. Вечером сделай то же самое. И на следующий день накорми свою семью только йогуртом. Тогда он проголодается и понемногу начнет его кушать. Он будет плакать, и кричать, но ты терпи. Затем он с удовольствием начнет кушать его.
Так и случилось. Затем йогурт стал любимой едой Петра.
Это несложно сделать. Но многие матери не успевают это сделать и таким образом преподают очень плохой урок своим детям. Матери, которые постоянно следят за своими детьми и оказывают на них давление, или, говоря другими словами, являются чрезмерно заботливыми родетелями, терпят неудачу в своих попытках воспитать их. И ты должна позволить ребенку самому заинтересоваться своими повседневными успехами. Тогда у тебя все получится. Когда ты постоянно бдишь за своими детьми, они сопротивляются, становятся упрямыми, маменькиными сынками, и обычно не преуспевают в своей жизни. Это чрезмерное беспокойство мешает детям повзрослеть.
Несколько дней тому назад ко мне пришла одна отчаявшаяся мать, которая пожаловалась мне, что ее сын постоянно «проваливается» на вступительных экзаменах в университет. Он был отличником в школе и лицее. Но затем последовали неудачи, юношеское равнодушие к учебе и, вообще он начал себя странно вести.
– Это ты виновата, – сказал я матери, – хотя ты образованная женщина! Что ему оставалось сделать, если ты все эти годы давила на него и говорила ему: «Ты должен быть первым, чтобы не опозорить нас, должен стать большим человеком в обществе!» И сейчас он пренебрегает этими вашими назиданиями и ничего не хочет слышать об учебе. Перестань оказывать на него давление, чрезмерно заботиться о нем, и ты увидишь, что он постепенно снова начнет проявлять интерес к учебе. Он начнет преуспевать в жизни только тогда, когда ты оставишь его в покое.
Продолжение следует.
Сайт храма святого царя Бориса в Варне
25 августа 2020 г
БОЛЬШЕ МОЛИТЕСЬ И МЕНЬШЕ СЛОВ ГОВОРИТЕ СВОИМ ДЕТЯМ
Беседа «О воспитании детей». Часть 2-я
Часть 1: Воспитание детей начинается во время их зачатия
Ребенок хочет, чтобы возле него находились люди, которые горячо молятся Богу. Мать должна не только ласкать рукой своего ребенка, но и давать ему и молитвенную ласку. В глубине своей души ребенок чувствует духовную ласку, которую таинственно излучает его мать. Вот почему мать привлекает его. Ребенок чувствует себя в безопасности, когда мать таинственным образом, непрестанной, усердной и пламенной молитвой, обнимает своего ребенка и освобождает его от всего, что давит на его духовные чувства.
Матери умеют волноваться за своих детей, давать советы им, много говорить, но не умеют молиться. Многие советы и напутствия наносят большой вред ребенку. Не надо долго говорить с детьми. Слова проникают в уши, а молитва – в сердце. Нужна молитва, не пропитанная тревогой, а полная веры.
Слова проникают в уши, а молитва – в сердце
Однажды в монастырь приехала одна женщина, которая впала в отчаяние из-за своего сына Георгия. Этот юноша запутался в своей жизни. Ночи он проводил в плохой компании. Его положение ухудшалось с каждым днем. Мать отчаялась и плакала.
Я сказал ей:
– Не говори ни слова! Просто молись Богу!
Мы договорились, что каждый вечер с 22.00 до 22.15 мы вместе будем молиться. Я сказал ей, чтобы она ничего не говорила своему сыну и позволила ему выходить из дома в любое время, когда захочет, чтобы не спрашивала его, во сколько часов он вернется домой, и так далее. И чтобы она с большой любовью говорила ему:
– Иди покушай, Георгий! Мы оставили тебе еду в холодильнике.
И чтобы ничего больше ему не говорила. Вообще, я советовал ей относиться к нему с любовью и не забывать молиться.
Эта женщина сделала все, что я ей сказал. Прошло 20 дней, и сын спросил ее:
– Мама, почему ты не разговариваешь со мной?
– Георгий, как это я не разговариваю с тобой?
– Мама, ты обижена на меня, и поэтому не разговариваешь со мной?
– Георгий, очень странно, что ты это мне говоришь. Как же я не разговариваю с тобой? Разве мы не разговариваем? Что ты хочешь, чтобы я сказала тебе?
Георгий ничего не ответил. Позже его мать приехала в монастырь и спросила меня:
– Геронда, что произошло, что мой сын заговорил со мной?
– Наш метод оказался успешным! – ответил я.
– Какой метод?
– Наш метод – тo, что я и сказал вам: чтобы вы не разговаривали с вашим сыном и тайно молились, и таким образом он образумится.
– Вы думаете, что в этом причина?
– Да! – сказал я ей. – Он хочет, чтобы ты делала ему замечания, спрашивала его, где он был, что он делал, а он будет кричать, возмущаться и даже позже будет возвращаться домой.
– О, о! Какие тайны скрываются в человеке!
– Сейчас ты поняла, что все имеет свое объяснение. Ты хотела ругаться со своим сыном, а он в ответ мучил тебя и получал от этого удовольствие. Но если ты не будешь ругать его, то он начнет беспокоиться. Вместо того, чтобы ты беспокоилась, а он получал от этого удовольствие, ты успокойся, прояви равнодушие, сейчас пусть он побеспокоится.
Однажды Георгий сообщил своим домочадцам, что уходит из дома. Он уволился с работы и хотел уехать в Канаду. Увольняясь с работы, Георгий сказал своему начальнику:
– Я уезжаю за границу, найди кого-нибудь другого на мое место.
Между тем я сказал его родителям:
– Мы будем молиться Богу.
– Но он уже собирает вещи... Я его побью, – сказал отец.
– Не трогай Георгия, – сказал я ему.
– Но он же реально уедет, геронда!
Я сказал:
– Оставь его, пусть уезжает! Вы молитесь, и я буду молиться.
Прошло два-три дня. Наступило воскресенье. Рано утром Георгий сказал своим родителям:
– Я уезжаю! Я уезжаю со своими друзьями на отдых.
– Хорошо, делай что хочешь.
Он вышел из дома. На улице ждали его друзья – две девушки и два парня. Они арендовали машину и направились в Халкиду. Там они походили по городу. Затем поехали на остров Ивия, чтобы поклониться мощам святого Иоанна Русского, а оттуда заехали в Мандули... После этого отправились на курорт Василики, купались в Эгейском море, ели, пили и веселились. Потом они намеревались вернуться домой. Уже смеркалось. Георгий был за рулем. По дороге, где-то близ Святой Анны, машина врезалась в угол одного дома. Машина была сильно повреждена. Что делать? Кое-как, с трудом, молодые люди добрались до Афин. Поздно ночью, а точнее, рано утром, Георгий приехал домой. Его родители ничего ему не сказали. Он лег на кровать и уснул. Утром он встал и рассказал своему отцу, что случилось с ним и его друзьями:
– Папа, с нами случилось то и то... Сейчас мы должны отремонтировать машину, но это будет стоить больших денег.
Отец ответил сыну:
– Дитя мое, ты знаешь, что у меня есть долги, а также я должен заботиться о твоих сестрах... Что будет с нами?
– Что мне делать, папа?
– Делай что хочешь. Ты взрослый и умный человек. Поезжай в Канаду, чтобы заработать деньги, чтобы...
– Я не могу, – прервал Георгий своего отца. – Мы срочно должны отремонтировать автомобиль.
– Я не знаю, – ответил отец. – Сам разбирайся со своими проблемами.
Итак, когда сын увидел реакцию своего отца, он вышел из комнаты. Он пошел на работу, нашел своего начальника и сказал ему:
– Шеф, я разбил арендованную машину. Я не буду увольняться с работы. Не бери другого человека на мое рабочее место.
Начальник ответил ему:
– Хорошо, хорошо, дитя мое.
– Да, но мне очень нужны деньги.
– Но ты же хочешь увольняться с работы. Я тебе одолжу денег, но сначала пусть твой отец подпишет расписку, что он вернет деньги, которые я дам тебе, если ты снова захочешь уволиться с работы.
– Я подпишу эту расписку. Мой отец не будет вмешиваться. Я буду работать и верну вам все деньги, которые возьму у вас в долг.
Разве это не Божие чудо? Когда его мать снова пришла ко мне, я сказал ей:
– Метод, который мы использовали, был успешным, и Господь услышал наши молитвы. Этот инцидент с автомобилем был Божьим попущением, и сейчас ваш сын останется дома и вразумится.
И это произошло благодаря нашим молитвам. Произошло чудо. Родители постились, молились, молчали – и преуспели в этом деле.
Спустя некоторое время их сын приехал в монастырь и нашел меня, хотя никто из его родственников не говорил ему обо мне. Позже Георгий стал очень хорошим человеком и сейчас работает в авиации. Он создал хорошую семью.
Больше молитесь и меньше слов говорите своим детям.
Больше молитесь и меньше слов говорите своим детям
Все постигается молитвой, безмолвием и любовью. Теперь вы понимаете, какие бывают результаты благодаря молитве? Любовь к молитве – это любовь ко Христу. Она приносит человеку реальную пользу. Чем больше вы любите детей человеческой любовью, которая чаще всего бывает патологической, тем больше дети запутываются в своей жизни, и их поведение становится плохим. А когда любовь между вами и детьми будет христианской и святой, тогда у вас не будет проблем. Святость родителей спасает детей. Чтобы это произошло, необходимо влияние Божьей благодати на родителей. Никто не освящается сам по себе. Божья благодать сама просветит, согреет и оживотворит детей.
Мне часто звонят по телефону из-за границы, спрашивают меня о своих детях и задают вопросы. Вот, например, мне сегодня позвонила одна женщина из Милана и спросила меня, как относиться к своим детям. Я сказал ей следующее:
– Молитесь и, при необходимости, с любовью разговаривайте со своими детьми. Больше молитесь и используйте меньше слов, когда общаетесь с ними.
Больше молитв и меньше слов. Мы не должны становиться назойливыми по отношению к детям, а должны молиться о них и затем разговаривать с ними. Таким образом, Господь покажет нам, принимают ли они наши слова. Если нет, то в дальнейшем мы не будем разговаривать с ними, а только молиться. Потому что если мы будем продолжать говорить, мы будем назойливыми и вызовем возмущение, а иногда и негодование в наш адрес. Поэтому лучше про себя молиться о них, чем поучать их вслух.
Святость родителей спасает детей. Лучше про себя молиться о них, чем поучать их вслух
А еще я сказал ей:
– Послушайте, что я скажу вам: сначала молитесь, затем говорите. Вот как вы должны относиться к своим детям. Если вы будете постоянно давать им советы, вы будете назойливыми, и когда они вырастут, то почувствуют, что вы давили на них. Лучше молитесь и говорите с ними через молитвы. Разговаривайте с Богом, и Господь будет говорить им. Говоря иными словами, вы не должны давать им советы голосом, который они слышат своими ушами. Да, и это вы можете делать, но больше всего вам нужно разговаривать с Богом о своих детях. Скажите: «Господи, Иисусе Христе, просвети моих деток! Я их доверяю Тебе. Ты их дал мне, а я немощная и не могу с ними справиться. Поэтому я прошу Тебя: просвети их!» И, в свою очередь, Господь будет говорить с ними, и они скажут Ему: «О, нам не следовало огорчать свою мать тем, что мы делали!» И это придет к ним по Божьей благодати.
Это идеальный способ воспитания детей. Мать должна говорить с Богом, а Бог – с ребенком. Если это не будет происходить, то она будет говорить, говорить, говорить своему ребенку, и все то, что говорит его мать, ему будет в одно ухо входить, а из другого выходить. И в конце концов это перерастет в своеобразное давление. И когда ребенок вырастет, он начнет возмущаться, то есть начнет по-своему мстить родителям за оказанное на него давление. Это неправильно, правильно – когда любовь Христа и святость отца и матери «говорят» с их ребенком. Не усилие человека, а излучение святости делает детей хорошими.
Когда дети травмированы и оскорблены какой-то серьезной проблемой, не позволяйте, чтобы их реакция и грубые слова влияли на вас. В действительности они этого не хотят делать, но когда они оказываются в трудной ситуации, они не могут поступить иначе. Затем они раскаиваются. Но если вы нервничаете и злитесь, вы уподобляетесь лукавому, и он насмехается над вами.
Святость родителей – это лучшее воспитание.
Нам нужно видеть Бога в лицах детей и давать им Его любовь
Нам нужно видеть Бога в лицах детей и давать им Его любовь. Но дети тоже должны научиться молиться. Чтобы это сделать, они должны получить духовные навыки от своих молящихся родителей. Ошибаются те, кто говорит, что если родители молятся и ведут благочестивый образ жизни, изучают Священное Писание и воспитывают своих детей «в учении и наставлении Господнем» (Еф. 6, 4), то дети непременно будут хорошими. Порой мы видим противоположные результаты, как следствие давления на детей со стороны их родителей.
Родителям недостаточно быть благочестивыми. Они не должны оказывать давление на детей и насильно делать их хорошими. Мы можем прогнать детей от Христа, если будем эгоистично подчиняться правилам нашей веры. Дети не любят давления. Не заставляйте их ходить с вами в церковь! Вы можете сказать им:
– Тот, кто хочет, может сейчас с нами пойти в церковь, или может прийти попозже.
Пусть Господь говорит им.
Причиной того, что дети некоторых благочестивых родителей, когда вырастают, становятся непокорными и уходят из Церкви, отказываются от всего духовного и ищут духовного удовлетворения в другом месте, является давление, которое оказывали на них «хорошие» родители. Эти якобы «благочестивые» родители, стараясь сделать из своих детей «хороших христиан», со своей человеческой любовью давят на них, и таким образом вместо положительного они достигают отрицательного результата. Говоря иными словами, когда дети маленькие, родители оказывают на них давление, а потом, когда им исполнится 16, 17 или 18 лет, налицо отрицательный результат, отрицательная реакция по отношению к родителям, дети связываются с плохой компанией и начинают говорить непристойные слова.
Когда они вырастают свободными, видят хороший пример от взрослых, то они начинают подражать им. В этом заключается секрет: быть добрым, хорошим родителем и вдохновлять своих детей. Выходит, что жизнь детей зависит от поведения родителей. Родители настаивают:
– Иди исповедуйся! Иди причастись! Сделай то-то и то.
Таким образом родители ничего не достигнут.
Сияет ли Христос в тебе?
Но ребенок видит тебя, видит твой пример. То, что ты проживаешь, ты показываешь своему ребенку. Сияет ли Христос в тебе? Это передается ребенку. В этом заключается весь секрет. И если это произойдет, когда он еще маленький, то когда он вырастет, не будет тебе создавать проблем. В связи с этим премудрый Соломон использует очень хороший пример, подчеркивая важность наличия хорошего начала, хорошей основы. Он говорит: «С раннего утра ищущий ее (Премудрость) не утомится, ибо найдет ее сидящею у дверей своих» (Прем. 6, 14). Искать мудрость с раннего утра – означает заниматься ею с юных лет. Премудрость – это Христос. Слова «сидеть у дверей» означают, что она находится рядом с тобой.
Когда родители ведут праведный образ жизни и передают это свойство ребенку, воспитывая его в православной вере, то, какое бы плохое влияние ни исходило из его среды, оно не будет влиять на ребенка, потому что у «дверей» его души стоит Премудрость – Христос. Он не будет напрягаться, чтобы приобрести ее. Может показаться, что очень трудно стать хорошим человеком, но в действительности им очень легко стать, когда с малых лет ты ведешь духовный образ жизни. Взрослея, тебе не надо будет прилагать усилий, чтобы стать хорошим, потому что добро находится внутри тебя, и ты с ним живешь. Не прилагай усилий, а живи с ним. Оно – твоя «собственность», но будь осторожен, чтобы сохранить его на протяжении твоей жизни.
(Окончание следует).
Сайт храма Святого царя Бориса в Варне
1 сентября 2020 г.
НЕ ВОСПИТЫВАЙТЕ С ПОСТОЯННОЙ ПОХВАЛОЙ
Беседа «О воспитании детей». Часть 3-я
Часть 1: Воспитание детей начинается во время их зачатия
Часть 2: Больше молитесь и меньше слов говорите своим детям
Это относится к родителям и к учителям. Вы можете помочь детям в школе своими молитвами и святостью. Благодать Божья может осенить их, и они станут хорошими людьми. Не пытайтесь исправить неприятные обстоятельства, используя недуховные методы. Это не приведет к хорошему результату. Только молитвой можно достичь положительных результатов. Молитесь, чтобы Божья благодать низошла на детей. Пусть благодать Божья войдет в души детей и изменит их. Это означает быть христианином.
Вы, учителя, тайно и незаметно для себя передаете детям беспокойство, которое находится внутри вас, и негативно воздействуете на них. Там, где есть вера, исчезает беспокойство. О чем мы говорим? «И всю нашу жизнь Христу Богу отдадим».
Относитесь к детям с трезвенной любовью. Таким образом, если ваши дети будут любить вас, то вы сможете привести их к Христу. Вы станете проводником этому. Пусть ваша любовь будет настоящей! Не любите по-человечески, как обычно делают родители. Так, вы им не поможете. Любовь к молитве, любовь к Христу – вот это действительно поможет им. Молитесь за каждого ребенка, которого вы видите перед собой, и Господь пошлет вам Свою благодать и соединит вас с Собой.
Прежде чем войти в классную комнату, особенно если в классе есть трудные дети, мысленно произнесите следующую молитву: «Господи Иисусе Христе, помилуй меня, грешного (грешную)». Входя в класс, обнимите взглядом всех детей и снова мысленно помолитесь, а затем начните преподавать урок, вложив в него все свои усилия. Таким образом, жертвуя себя Христу, вы почувствуете радость. Затем как вы, так и они пойдут по пути святости. Вы будете жить в любви ко Христу и Церкви, и таким образом вы будете изрядны в своей работе.
Если во время урока какой-то ученик создает проблемы, обратитесь к детям с общими словами и скажите им:
– Дети, мы здесь собрались, чтобы провести урок и сделать серьезное дело. Я нахожусь с вами, чтобы помочь вам. Вы сейчас трудитесь, чтобы в будущем преуспеть в жизни. Я очень люблю вас и тоже тружусь вместе с вами. Поэтому, пожалуйста, соблюдайте тишину, чтобы мы могли достичь нашей общей цели.
Не говорите детям много о Боге, но молитесь за них. Слова входят в уши, а молитва проникает в сердце
При этом не смотрите на ученика, который ведет себя неподобающе. Если он продолжает себя плохо вести, то обратитесь к нему, но не гневно, а серьезно и уверенно. Старайтесь быть авторитетом среди учеников, чтобы вы могли положительно влиять и на их души. Проблемные дети не виноваты. Взрослые винавоты в том, что есть проблемные дети.
Не говорите детям много о Христе, о Боге, но молитесь за них. Слова входят в уши, а молитва проникает в сердце. Я вам открою одну тайну. В первый день, когда придете в класс, то не проводите урок. А поговорите с детьми, произнося красивые слова. Произносите медленно каждое слово. Относитесь к детям с любовью. Сразу не говорите им ни о Боге, ни о душе. Сделайте это позже, сделайте это в другой раз. И когда будете говорить с ними о Боге, подготовьтесь заранее и скажите им:
– Есть один вопрос, относительно которого многие сомневаются. Это вопрос о Боге. Что вы думаете об этом?
Затем проведите разговор с детьми на эту тему. На другом уроке спросите их о душе. Задайте им вопрос:
– Есть ли душа у человека?
Затем поговорите с учениками о зле с философской точки зрения. Скажите им, что в каждом из нас есть два типа «я»: одно хорошее, а другое плохое. Мы должны заботиться о хорошем «я». Оно требует преуспевания, добра и любви. Мы должны его разбудить в себе, для того чтобы стать хорошими людьми. Вспомните слова: «Душа моя, душа моя, встань, что спишь?»[1] Но не говорите им об этом так, как выше написано, а скажите им это по-другому, иными словами. Например, скажите:
– Дети, будьте внимательны к образованию, к добру, к любви. Только с любовью все становится прекрасным, она наполняет нашу жизнь и придает ей смысл. Наше плохое «я» – это лень и безразличие. И это делает нашу жизнь мрачной, бессмысленной и плохой.
Для всего этого необходима подготовка. Любовь требует жертв, и очень часто и долгое время необходимо жертвовать собой. Особенно обращайте внимание на свое образование, чтобы вы были готовы преподавать детям подлинные знания. Будьте подготовленными и обо всем говорите с любовью и с радостью. Покажите им всю свою любовь, и при этом вы должны знать, что хотите сказать и о чем вы будете говорить им. Но для этого необходимо искусство в отношениях с детьми. В связи с этим я услышал что-то интересное и остроумное. Будьте внимательны!
В одной школе какой-то учитель был доволен всеми детьми, но страдал из-за буйных шалостей одного из своих учеников и хотел его исключить из школы. Тем временем в эту школу пришел работать новый учитель и взял класс своего предшественника. В учительской ему рассказали об этом ученике. А еще учитель узнал, что у него была страсть к велосипедам. Поэтому, когда он пришел преподавать урок в этом классе, то сказал ученикам:
– Дети, у меня возникла проблема. Я живу далеко от школы. И когда я пешком прихожу на работу, то у меня болят ноги. Я хотел бы приезжать в школу на велосипеде, но я не умею на нем ездить. Может ли кто-то из вас научить меня ездить на велике?
Непослушный ученик сразу же вскочил из-за парты и произнес.
– Я могу вас научить ездить на велике!
– Ты умеешь ездить на велосипеде?
– Да, умею.
С тех пор они стали очень хорошими друзьями, и старый учитель даже смутился, наблюдая за ними. Он понимал, что не смог стать авторитетом для своего ученика.
Часто в школах есть сироты. Жизнь сирот тяжела. Тот, кто был лишен родителей с раннего возраста, несчастлив в жизни. Но если он найдет Христа и Пресвятую Богородицу как своих духовных родителей, то он станет святым. Относитесь к детям-сиротам с любовью и пониманием и, прежде всего, ассоциируйте их с Христом и с Церковью.
Научите детей искать Божью помощь.
Научите детей искать Божью помощь
Смирение – это лекарство и великая тайна успеха детей. Доверие к Богу дает абсолютную уверенность. Бог – это все. Никто не может сказать себе: «Я – это все». Это только усиливает эгоизм. Господь хочет, чтобы мы учили детей смирению. Без смирения ни мы, ни дети ничего не достигнем. Вы должны быть очень внимательными, когда поощряете детей, чтобы они что-то делали. Вы не должны говорить ребенку:
– Ты добьешься успеха, ты способный, молодой, смелый, совершенный!
Так вы не приносите пользы ребенку. Но вы можете сказать ему, чтобы он молился Богу. Скажите ему:
– Дитя мое, Господь дал тебе дары, которые ты имеешь. Молись Богу, чтобы Он дал тебе силы развить их и добиться успеха. Пусть Бог даст тебе Свою благодать.
Это идеальный метод. Вы должны научить детей во всем искать Божью помощь.
Похвала вредит детям. Что говорит Слово Божье: «Народ Мой! вожди твои вводят тебя в заблуждение и путь стезей твоих испортили» (Ис. 3, 12). Тот, кто хвалит нас, вводит в заблуждение нас и портит путь нашей жизни. Какие мудрые эти Божьи слова! Похвала не подготавливает детей к жизненным трудностям, поэтому, когда они вырастут, они станут неприспособленными, не найдут свой путь в жизни и в конечном итоге потерпят неудачу. Сегодня мир стал развращенным. Маленькому ребенку говорит только хвалебные слова.
– Не надо, – советуют родителям, – не упрекайте его, не возражайте ему, не давите на него.
Ребенок привыкает к этому, поэтому он не знает, как правильно реагировать при малейшей трудности. Если кто-то возражает ему, то он уже сломлен, потому что у него нет решительности.
В жизненных неуспехах детей в первую очередь виноваты родители, а затем – учителя и преподаватели, потому что они постоянно хвалят их, наполняют им головы эгоистичными словами. Они не приводят их к Божьему Духу, а отдаляют от Церкви. Когда дети немного подрастают и идут в школу с этим эгоизмом, то отдаляются от веры и презирают ее, не хотят почитать Бога, уважать родителей и всех остальных. Они становятся неукротимыми, жестокими и безжалостными. Они не чтят ни веру, ни Бога. Мы воспитываем не христиан, а эгоистов.
Мы воспитываем не христиан, а эгоистов
Дети не воспитываются похвалой. Так они становятся эгоистичными и тщеславными. Позже в своей жизни эти дети будут постоянно хотеть, чтобы люди хвалили их, даже если таким образом они будут обманывать их. К сожалению, сегодня все научились лгать, а тщеславные люди принимают ложь, для них она стала духовной пищей.
– Просто похвали меня, даже это будет ложь или ирония, – говорят они.
Бог этого не хочет. Господь хочет слышать правду. К сожалению, не все это понимают и делают наоборот.
Когда ты постоянно и безрассудно хвалишь детей, то противник (рода человеческого) искушает их. Они льют воду на мельницу эгоизма и с малых лет привыкают к похвале со стороны родителей и учителей. Да, они могут преуспевать в знаниях, но какая польза от этого? В жизни они будет эгоистами, а не христианами. Эгоисты никогда не могут быть христианами. Они постоянно хотят, чтобы другие хвалили их, все любили их, говорили им хорошие слова, а этого не хочет наш Господь, наша Церковь, наш Христос.
Наша вера не оправдывает такой способ воспитания. Напротив, она хочет, чтобы с малых лет дети учились правде. Христова истина подчеркивает, что если ты хвалишь человека, то делаешь его эгоистом. Эгоист запутался и руководствуется дьяволом и злым духом. Таким образом, его первая задача состоит в том, чтобы отвергать Бога, и, будучи эгоистом, он непригоден для жизни в обществе.
Необходимо говорить правду, чтобы другой человек узнал о ней, иначе ты способствуешь тому, чтобы он не узнал, что такое правда. Когда ты говоришь другому человеку правду, то он ориентируется, становится внимательным, слушает других, воздерживается. Ты будешь говорить ребенку правду, поругаешь его, чтобы ребенок осознал, что то, что он делает, нехорошо. Премудрый Соломон говорит: «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его» (Притч. 13, 25). Но это не означает, что ты должен бить его палкой. Тогда мы выходим за пределы и получаем противоположное тому, что мы хотим достичь.
Когда с малых лет мы хвалим детей, то подталкиваем их к эгоизму. Ты, может, и подшучиваешь над эгоистом, но достаточно сказать ему, что он хороший, чтобы раздуть в нем эгоизм. И тогда ребенок скажет тебе:
– Тот, кто хвалит меня, хороший человек.
Но это неправильно. Потому что в ребенке, который растет эгоистом, возникает путаница. Он страдает и не знает, что делать. Эгоизм является причиной душевного смятения. И сами психиатры, если займутся этим вопросом, установят, что эгоист – это больной человек.
Мы никогда не должны восхвалять наших ближних и льстить им, а учить их смирению и любви Божьей
Мы никогда не должны восхвалять наших ближних и льстить им, а учить их смирению и любви Божьей. Но мы также не должны учить детей, чтобы они любили нас за то, что мы хвалим их. Мы должны учиться всех любить, а не хотеть, чтобы любили нас. Мы должны самоотверженно всех любить и как можно больше жертвовать собой для всех наших братьев во Христе, не ожидая от них похвалы и любви. Они поступят с нами так, как их научил Господь. Если и они тоже христиане, то прославят Бога за то, что вы встретились с ними и что помогли им или наставили их добрым словом.
Наставляйте детей в школе в этом направлении. В этом заключается истина. В противном случае они вырастут неприспособленными к жизни. Они не будут знать, что делать или куда пойти. А причиной этому являемся мы, воспитавшие их такими. Мы не привели их к истине, не научили их смирению и любви Божьей. Мы сделали их эгоистами, и вот результат нашего воспитания!
Однако есть и дети, воспитанные смиренными родителями, которые говорят с раннего возраста своим детям о Боге и о святом смирении. Эти дети не создают проблемы своим близким. Они не обижаются, когда родители указывают на их ошибки, но пытаются исправиться, молятся Богу, чтобы не стать эгоистичными людьми.
Что я могу вам сказать? Еще ребенком я поехал на Святую Гору Афон, чтобы встретиться с некоторыми святыми старцами. Они никогда не говорили мне:
– Молодец.
Они всегда советовали мне любить Бога и быть смиренным, молитвенно призывать Бога, чтобы Он укрепил мою душу, и сильно любить Его. Я не слышал слова «молодец» и никогда не стремился его услышать. Наоборот, я беспокоился, когда старцы не ругали меня. Тогда я говорил себе: «Прости меня, Боже, что не нашел хороших старцев!» Я хотел, чтобы меня ругали, делали мне замечания, строго относились ко мне. Если кто-то услышит то, что я сейчас говорю, о чем он подумает? Он удивится и не примет мои слова. Но то, что я тебе говорю – истинно, смиренно, совершенно.
Даже мои родители никогда не говорили мне:
– Молодец!
И я не хотел слышать этого слово от них. Поэтому все я делал не эгоистично. Сейчас, когда меня хвалят, я чувствую себя очень неловко. Что я могу вам сказать? Я протестую в душе, когда люди говорят мне:
– Молодец!
Но факт, что я научился смирению, которое не испортило меня. И почему я не хочу, чтобы меня хвалили? Потому что знаю, что похвала опустошает человека и изгоняет из него Божью благодать. А Божья благодать приходит к человеку только со святым смирением. Смиренный человек – это совершенный человек.
Божья благодать приходит к человеку только со святым смирением
Разве это плохо? Разве это неправда? Если ты это кому-то скажешь, то он ответит тебе:
– О чем ты говоришь? Если не хвалить ребенка, то он будет плохо учиться и ничего не достигнет в своей жизни.
Но это происходит потому, что мы такие и делаем детей такими же, как мы. Говоря иными словами, мы отклонились от истины. Эгоизм изгнал человека из рая. Эгоизм – это великое зло. Первые люди – Адам и Ева – были простодушными и смиренными. Поэтому они жили в раю. В них не было эгоизма. Но, как говорится на богословском языке, они отличались первозданной Красотой. Когда мы говорим «первозданная Красота», то мы имеем в виду благодатные дары, которые Господь дал человеку, когда Он создал его – жизнь, бессмертие, совесть, свобода, любовь, смирение и так далее. Позже дьяволу, благодаря похвале, удалось обмануть их. Они исполнились эгоизмом. Смирение – это естественное состояние человека, с которым он был создан Богом. А эгоизм – это нечто неестественное, противоестественное. Эгоизм – это болезнь.
Поэтому с похвалой мы создаем это «сверх я» («супер я») в ребенке, мы раздуваем в нем эгоизм и причиняем ему большой вред. Мы делаем детей более уязвимыми для дьявольских ловушек. Воспитывая ребенка таким образом, мы отдаляем его от всех жизненных ценностей. Как вы считаете, не из-за этого ли дети становятся пропащими, а взрослые люди – бунтарями? Да, из-за этого, из-за эгоизма, который родители с малых лет прививают своим детям.
Дьявол – большой эгоист. В эгоистичном состоянии мы проживаем в себе люцифера, проживаем дьявола. Мы не проживаем смирение. Смирение исходит от Бога. Это необходимая вещь для человеческой души. Это что-то органическое, и когда оно отсутствует, то это равносильно тому, как если бы сердце отсутствовало в теле. Сердце дает жизнь телу, а смирение дает жизнь душе. Когда человек становится рабом эгоизма, то он переходит на сторону злого духа, то есть он развивается со злым духом, а не с добрым ангелом.
Это то, чего дьяволу удалось достичь. Он сделал землю лабиринтом, чтобы мы не могли жить в гармонии друг с другом. Что случилось с нами, и почему мы этого не понимаем? Осознаем ли мы, как запутались? Мы позволили нашей земле и эпохе стать настоящей психиатрической больницей! И мы не понимаем, где наша вина. Все мы задаемся вопросом: «Что произошло с нами? Куда мы идем? Почему дети пошли по этому пути и ушли из дома? Почему они отреклись от своей жизни? Почему они прекратили свое образование? Почему все это происходит?»
Дьявол сумел сделать себя невидимым, как будто его не существует. Он заставил людей использовать другие имена для своих дел, для того чтобы не вспоминали о нем. Когда человек страдает психически, врачи, особенно психологи, часто говорят:
– Ах, у тебя нервозность! Ах, у тебя стресс!
И так далее. Они не признают, что дьявол поощряет и возбуждает в человеке эгоизм. Дьявол существует. Он злой дух. Если мы говорим, что он не существует, то мы словно отрицаем Евангелие, которое говорит о нем. Он наш враг, он неприятель в нашей жизни: противник Христа, которого называют антихристом. Христос пришел на землю, чтобы избавить нас от дьявола и дать нам спасение.
Мы должны учить детей жить смиренно и простодушно, а не искать похвалы
В заключение следует сказать следующие: мы должны учить детей жить смиренно и простодушно, а не искать похвалы и восклицания: «Молодец!» Мы должны учить их, что есть смирение, которое исцеляет нашу жизнь.
Менталитет, который преобладает в современном обществе, причиняет вред детям. В современном обществе существует другая психология, другая педагогика, ориентированная на детей-атеистов. Этот менталитет приводит к распущенности. Вы сами видите эти последствия для детей и молодежи. Сегодня молодые люди кричат, они говорят нам:
– Вы должны нас понять!
Однако мы не должны идти в их направлении. Напротив, мы должны молиться за них, говорить то, что правильно, так, как мы сами это проживаем, проповедуем, но не приспосабливаться к их духу. Мы не должны допустить, чтобы разрушилось величие нашей веры! Нам необходимо помочь им, но не нужно приобретать их менталитет. Мы должны быть теми, кто мы есть, и проповедовать истину и свет.
Дети должны больше учиться у святых отцов. Учение святых отцов поможет нашим детям узнать об Исповеди, о страстях, о злых делах, о том, как святые победили свое злое «я». И мы будем молиться, чтобы Господь вселился в их сердца.
Сайт храма Святого царя Бориса в Варне
9 сентября 2020 г.
«ЗАЧЕМ ВЫ ЭТО ДЕЛАЕТЕ?» – «А ЧТО, ПРИКОЛЬНО!»
Как проще всего ответить на вопрос «зачем?», когда что-то сделано бездумно, просто так, подчиняясь дыханию моды, окружению, рекламе? Каким словом описать всю ту отнюдь не забавную, не наделенную смыслом, не глубокую и такую пошлую пустоту, в которой выросло, пожалуй, уже целое поколение, и теперь оно уже растит своих детей? Как одним словом ответить так, чтобы и все было ясно, и ничего не было понятно, но чтобы от тебя отстали? Правильно. Это слово – «прикольно». Легкое, прыгающее, как мячик, так просто срывающееся с уст словечко. Словцо. Но если мы, христиане, знаем, что грех – это то, что отрезает нас от Творца, то едва ли что-нибудь делает это так же филигранно, изящно и незаметно, с самых пеленок, как это пресловутое «прикольно». И я сейчас расскажу, почему.
Надо признаться, что сама я в раннем школьном возрасте притащила эту гадость из школы вместе с ветрянкой, нелюбовью к отжиманиям, а также словами «круто» и «фигня». И если со всем остальным я как-то справилась сама, то «прикольно» еще тогда, в мои 8–9 лет, было выжжено из моего лексикона каленым железом остроумных доводов мамы и бабушки. Так, Господь хранил меня от целой череды несчастий, к которым ведет это самое «прикольно».
«Прикольно» – своего рода индульгенция для души, успокоение для собственной совести, оправдание, почему можно не задавать самому себе такие занудные и такие «ну что ты как старая бабка» вопросы «зачем?», «почему?», «какова твоя цель?». Все эти вопросы необходимы нам как воздух, они превращают маленького несмышленого младенца в личность: с целями, со смыслом в каждом действии, в каждом дне, в жизни. Для христианина существование без этих вопросов буквально немыслимо. «Прикольно» же оккупирует все больше и больше пространства нашей жизни, огораживая территорию, на которой эти вопросы, простите, табуированы.
«Прикольно» – своего рода оправдание, почему можно не задавать самому себе такие занудные вопросы, как «зачем?», «почему?», «какова твоя цель?»
И вот вам первый пример. Детская площадка. Вы когда-нибудь обращали внимание, что написано на детских футболках? На маленьких, очаровательных маечках с рюшами и крылышками, в которые одеты и ваши дети? Нередко можно увидеть летящую с горки девочку лет семи, на майке которой будет написано (в переводе с английского): «Хочешь меня?». У другой – «Королева вселенной». Еще один парнишка, не старше 5–6 лет, щеголяет в футболке «мастер-киллер», его коллега по катанию на качелях – с надписью «просто дьявол». На шортах очаровательной пятилетней пампушки, сидящей в песочнице, красуется «сладкая попка». Хочется подойти и спросить у одной из мамочек, с самодовольным видом курирующих каждый шаг уже вполне взрослого чада: «Прошу прощения, а какова была ваша мысль, когда вы надевали это на любимого ребенка?». Боюсь, однако, что ответом будет… Что бы вы думали? Да! «А что? Прикольно…». Так отвечают почти на все мои провокационные (а в особо острых ситуациях, касающихся знакомых, я не всегда могу молчать) вопросы.
Вполне нейтрально спрашиваю знакомую, маму двух милых девочек, снаряжающую чад на «Хэллоуин» к друзьям, не смущает ли ее, что она одевает дочь помладше ведьмой, а старшая изображает вампира с окровавленной пастью. Иногда эти милые девочки появляются в храме и даже захаживают в воскресную школу. Мама пожимает плечами и задумчиво протягивает: «А что, прикольно же…». То есть их ничего не смущает, этих милых взрослых мам. Тем более не будет смущать самих детей.
Или вот еще, например. У нас тут в каждом супермаркете можно за большие деньги купить настоящего монстра – ядовитого цвета, с оскаленной пастью, с отвратительной мордой, которого детки, согласно настоящей моде, надевают себе на шею, подобно шарфику. На детской площадке таких можно увидеть изрядное количество.
Диалог:
– Послушай-ка, а кто это у тебя?
– Ну, это такой монстр. Он мой друг.
– Ой, знаете, они сейчас все таких себе клянчат, – встревает в нашу беседу бдительная мать.
– Но ведь он же… страшный? И отвратительный…
– Ну, не знаю, по-моему, прикольно…
Дети, милые, маленькие, чистые, бегают с исчадиями ада на шее. Потому что «прикольно»
Вот и весь сказ. Дети, милые, маленькие, чистые, бегают с исчадиями ада на шее. Прикольно. На фоне этой «моды» даже пресловутые «спиннеры» и прочая феерическая дребедень, которую почему-то каждый родитель обязан купить своему чаду (хотя я не понимаю, почему с собственным ребенком не может состояться беседа, в ходе которой будет разъяснено, что не все, что модно и прикольно, – на самом деле интересно, нужно и полезно) меркнут и теряют свою фееричность.
Еще пример: мы только что всей семьей вернулись с детской площадки, располагающейся у нас в самом центре Риги. Рядом – наш любимый монастырь, собор, кругом бегают дети, благодать… И что бы вы думали? Один из центральных элементов площадки (ну, знаете, такой, где тело нарисовано, а ребенок может вставить свою голову) представляет собой дьявола с рогами, трезубцем и прочими атрибутами. Интересно, что бы мне ответили те, кто это задумал установить на городской игровой площадке, кто рисовал, кто устанавливал, а также восторженные мамы и папы, фотографирующие своих чад в этом образе? Что это красиво? Это некрасиво. Здорово? Отнюдь. Весело? Едва ли. Это именно что… прикольно.
И так, дорогие друзья, со всем. Дети и подростки слушают моргенштернов, читают примитивнейшие комиксы, надевают на себя (впрочем, не только они, но и гораздо более взрослые люди) в буквальном смысле «вырвиглазные» вещи, но, если попросить объяснить, открестятся пресловутым «прикольно». Прикольно – и нет вопроса, нет необходимости задумываться.
Я вам расскажу еще вот какую страшную вещь. У нас тут в нашей многострадальной Риге недавно проходил недельный шабаш, «ЛГБТ-прайд». И заканчивал эту бесконечную Вальпургиеву ночь целый парад сами понимаете кого. И на это действо с, простите, неопределимого пола субъектами, нагими, расписанными под хохлому уродцами, пернатыми инопланетными паршивцами и чудовищами с половыми органами, торчащими из лба, пришли посмотреть… множество семей с детьми. Семьи. С детьми. С маленькими, милыми детьми, которые сидят в колясках. Которые должны смотреть «Мойдодыра» и петь «Вместе весело шагать по просторам», которые так умилительно могут креститься на Господскую икону и которые так нежно обнимают нас своими ручками… Вот такие же дети были там. Пишу это и буквально ком подступает к горлу. И когда я спрашивала у своих знакомых, которые были там с малышами: «ЗАЧЕМ?! Как вообще пришло в голову – не затворить наглухо окна и двери и переждать это безумие дома, а прийти туда со своими маленькими чудесными детьми?» – знаете, что мне ответили почти все из них (кроме одной семьи, в которой родители – идейные борцы за права всего и вся)? Догадываетесь? Верно догадываетесь.
«Прикольно» – это такой «фаст-фуд» для души. Если приучить к нему сердце, то уже ничто другое не будет ни усваиваться, ни желаться…
И растет себе, подрастает целое поколение «прикольных». И каково им будет жить?.. Подумалось, что «прикольно» – это такой «фаст-фуд» для души. Если приучить к нему сердце, то уже ничто другое не будет ни усваиваться, ни желаться… Попробуйте привести хотя бы один абзац из Достоевского, который можно назвать «прикольным». А из Гюго? Из Чехова? Забавные? Да! Увлекательные? Безусловно! Трогательные, резкие, мощные, острые фрагменты? Да не вопрос! Но прикольных… увы.
И вот чем мне бы хотелось завершить. Так сказать, личный маленький рецепт, которым пользуюсь сама. В моменты, когда в очередной раз слышу или вижу «прикольное», когда хочется разрушить этот примитивный зачарованный круг, на помощь приходит… Пастернак! Вы помните: «Жить, думать, чувствовать, любить, совершать открытия»?
Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.
До сущности протекших дней,
До их причины,
До оснований, до корней,
До сердцевины.
Все время схватывая нить
Судеб, событий,
Жить, думать, чувствовать, любить,
Свершать открытья.
О, если бы я только мог
Хотя отчасти,
Я написал бы восемь строк
О свойствах страсти.
О беззаконьях, о грехах,
Бегах, погонях,
Нечаянностях впопыхах,
Локтях, ладонях.
Я вывел бы ее закон,
Ее начало,
И повторял ее имен
Инициалы.
Я б разбивал стихи, как сад.
Всей дрожью жилок
Цвели бы липы в них подряд,
Гуськом, в затылок.
В стихи б я внес дыханье роз,
Дыханье мяты,
Луга, осоку, сенокос,
Грозы раскаты.
Так некогда Шопен вложил
Живое чудо
Фольварков, парков, рощ, могил
В свои этюды.
Достигнутого торжества
Игра и мука –
Натянутая тетива
Тугого лука.
По-моему, мало какие светской рукой написанные строки могут более точно охарактеризовать мышление христианина в обстоятельствах повышенной «прикольности» окружающего реального и виртуального миров. Достаточно попытаться проделывать это самому и заразить детей этим «все время схватывая нить судеб, событий…» – и сразу захочется заглянуть вглубь, почувствовать, замереть, задуматься. «В работе, в поисках пути, в сердечной смуте» – мы начнем «доходить до самой сути» и обращаться взором к цели, к тому, ради чего мы проживаем каждый Божий день, мы будем учиться видеть мелочи и придавать им значение. «До сущности протекших дней, до их причины, до оснований, до корней, до сердцевины…», «Все время схватывая нить судеб, событий»…
Стихотворение Пастернака «Во всем мне хочется дойти…» всегда являлось для меня некой флягой с живительной водой, омывающей «прикольную» пыль
Я призываю перечитать эти гениальные строки. Эти стихи всегда являлись для меня некой флягой с живительной водой, омывающей сухую, горячую, «прикольную» пыль. Соприкасаешься с очередной «плоскостью», предлагаемой миром, читаешь про себя: «Я вывел бы ее закон, ее начало, и повторял ее имен инициалы…» – и пространство из двухмерного снова приобретает свою законную трехмерность. И появляется острое желание если не дойти, то уж во всяком случае быть в пути до этой самой «сути». Приходишь домой, открываешь Евангелие. Или просто закрываешь глаза и читаешь Иисусову молитву. И идешь, идешь, идешь – «до самой сути».
23 августа 2022 г.