Сегодня 17 ноября – Святая Церковь празднует день памяти
Преподобного Иоанникия Великого
Преподобный Иоанникий Великий в Вифинии в 752 г. в селении Марикати. Родители его были бедны и не могли дать ему даже начального образования. С детства он должен был пасти домашний скот – единственное достояние семьи. Любовь к Богу и молитва всецело владели душой отрока Иоанникия. Часто, осенив стадо крестным знамением, он уходил в уединенное место и целый день молился, и ни вор, ни зверь не приближались к его стаду.
По приказу императора Льва IV (775–780) многочисленные послы собирали по городам и селениям лучших юношей страны на военную службу. В императорское войско был принят и юноша Иоанникий. Он заслужил своим добрым нравом любовь сотоварищей, но как храбрый воин был страшен врагам. Прослужил святой Иоанникий в императорском войске 6 лет. Был не раз награжден своими начальниками и императором. Но военная служба тяготила его, душа его жаждала подвигов и уединения. И Господь призвал Своего раба к Себе на служение.
Преподобный Иоанникий, отрекаясь от мира, намеревался сразу уйти в пустыню. Однако по совету опытных в монашеском делании старцев он еще два года прожил в монастыре. Здесь святой привыкал к иноческому послушанию, к монашеским уставам и правилам, научился грамоте, выучил наизусть тридцать псалмов Давида. После этого по внушению Божию преподобный удалился в пустыню.
Три года пробыл он в глубоком уединении, лишь раз в месяц пастух приносил ему немного хлеба и воды. День и ночь проводил подвижник в молитвах и пении псалмов. После каждого стиха псалмопевца преподобный Иоанникий творил молитву, которую в несколько измененном виде хранит Православная Церковь до сих пор: "Упование мое Отец, прибежище мое Христос, покров мой Дух Святой". Случайно встретив своих бывших товарищей по военной службе, святой покинул пустыню и удалился в Контурийские горы.
Лишь через 12 лет подвижнической жизни отшельник принял монашеский постриг. Три года после пострижения провел святой в затворе, опутанный веригами, после чего отправился в Хелидон к великому постнику Георгию (память 21 февраля). Подвижники прожили вместе три года. За это время преподобный Иоанникий выучил всю Псалтирь. Достигнув глубокой старости, святой Иоанникий поселился в Антидиевой обители и пробыл там в затворе до своей кончины.
70 лет провел в подвигах преподобный Иоанникий и достиг высокого духовного совершенства. По милости Божией святой стяжал дар пророчества, как свидетельствовал ученик его Пахомий. Преподобный старец во время молитвы поднимался над землей. Однажды перешел разлившуюся в половодье реку. Святой мог сам становиться невидимым для людей и делать невидимыми других: так, однажды преподобный вывел из темницы пленных греков на глазах у многочисленной стражи. Яд и огонь, которыми хотели уничтожить святого завистники, не причиняли ему вреда, хищные звери не трогали его. Известно, что он освободил остров Фас от множества змей. Преподобный Иоанникий также спас юную монахиню, готовую покинуть монастырь ради замужества; он взял на себя мучившую девушку страсть, а сам постом и молитвой уничтожил вражеское нападение. Предузнав свою кончину, святой отошел ко Господу 4 ноября 846 года в возрасте 94-х лет.
Сегодня 17 ноября – Святая Церковь празднует день памяти
Священномученика Павела I Константинопольского, патриарха
Святитель Павел, архиепископ Константинопольский, был избран на патриаршую кафедру после смерти патриарха Александра († 340), когда вновь вспыхнула арианская ересь. На Соборе, избиравшем нового Константинопольского патриарха, присутствовало много ариан. Они восставали против избрания святителя Павла, но православных членов Собора оказалось большинство. Император Констанций, царствовавший над Восточной половиной Римской империи, был арианин. Во время выборов патриарха его не было в Константинополе. По возвращении своем он созвал собор, который незаконно объявил низложенным святителя Павла, и император изгнал его из столицы. На место святителя возвели арианина Евсевия Никомидийского. Патриарх Павел удалился в Рим, где нашли себе приют и другие православные епископы, изгнанные Евсевием.
Недолго управлял Церковью Евсевий. Когда он умер, святитель Павел вернулся в Константинополь. Он с любовью был встречен паствой. Но Констанций вторично изгнал святого, и ему пришлось возвратиться в Рим. Император Констант написал своему восточному соправителю Констанцию грозное письмо, которое отправил в Константинополь со святым архипастырем-изгнанником. Угрозы подействовали, и святитель Павел был возвращен на патриарший престол.
Однако вскоре благочестивый император Констант, защитник православных, был предательски убит во время дворцового переворота. Святителя Павла вновь изгнали из столицы и отправили в ссылку в Армению, в город Кукуз, где он принял мученическую кончину. Когда патриарх совершал Божественную литургию, ворвались ариане и задушили святого его святительским омофором. Произошло это в 350 году. В 381 году святой царь Феодосий Великий торжественно перенес мощи святителя Павла исповедника из Кукуза в Константинополь. В 1326 году мощи святителя Павла перенесены в Венецию.
Святитель Афанасий Великий, современник святого Павла, об его изгнании пишет кратко: "Святой Павел в первый раз сослан Константином в Понт, во второй раз Констанцием, окованный железными узами, заточен в Сингару Месопотамскую и оттуда переведен в Емесу, а в четвертый раз в Кукузу Каппадокийскую у Таврских пустынь".
Сегодня 17 ноября – Святая Церковь празднует день памяти
Святителя Некта́рия Э́гинского, Пентапольский, митрополит
Слава Православия – святые угодники Божии, как новые звезды, вспыхивающие на небосклоне Христовой Церкви. Русь просияла в последние времена тысячами новомучеников и исповедников, и все больше и больше известно нашим верующим имен этих праведников Божьих, стоявших за Истину.
Однако нельзя забывать нам, что веруем мы в Церковь Вселенскую, что во Христе нет национальных различий, и что святые являются и в других странах.
Прославляя Дивного во святых Своих Бога, хотелось бы поведать о святом угоднике, просиявшем в Греции и недавно ставшем известным и в нашем Отечестве. Это святитель Нектарий, Митрополит Пентапольский, Эгинский чудотворец.
Святитель Нектарий Эгинский, святой, прославленный Греческой Церковью, жил на рубеже XIX–XX веков. В России вышло несколько его жизнеописаний, но широко известным его не назовешь. В Греции он почитается повсеместно как прославленный чудотворец. Многие храмы и часовни посвящены ему.
По молитвам святителя люди получают помощь и исцеление, в особенности же помогает он страждущим онкологическими заболеваниями.
Радуйся, орля юное, имущее умныя молитвы!
Родился будущий святитель в семье благочестивых родителей в 1846 году в Селиврии Фракийской, недалеко от Константинополя, в Крещении был назван Анастасий.
Как истинный избранник Божий, мальчик с детства полюбил храм, Священное Писание, научился молитве. Бедность родителей не позволила учиться на родине, и в 14 лет он уезжает в Константинополь, чтобы поступить на работу и оплачивать учебу.
Жизнь в большом городе была нелегкой. Мальчик устроился на табачную фабрику, но средств не хватало, и однажды отчаявшись, понимая, что помощи ждать не от кого, Анастасий решил обратиться с просьбой к Тому, кого так любил и на Чью помощь уповал всю жизнь. Он написал письмо Господу: «Христос мой, у меня нет фартука, нет обуви. Прошу Тебя послать их мне, Ты знаешь, как я люблю Тебя.»
На конверте написал адрес: «Господу Иисусу Христу на небеса» и попросил отнести письмо на почту своего соседа торговца. Тот, удивившись необычной подписи на конверте, раскрыл письмо и, увидев такую просьбу и силу веры, отправил мальчику деньги от имени Бога. Так промыслительно Господь не оставлял своего избранника.
Шли годы, но юного отрока не касались соблазны большого города. По-прежнему все свое свободное время он посвящал молитве и изучению святых отцов. Его мечтой была проповедь слова Божиего. Из этого времени замечателен один случай. Однажды будущий святитель отправился на праздник домой.
Корабль, на котором он плыл, попал в шторм. Все пассажиры в ужасе стали роптать на Бога. Анастасий же, ухватившись за провисшие паруса, от всего сердца взывал: «Боже мой, спаси меня. Я буду учить богословие, чтобы заставить замолчать тех, кто хулит Имя Твое Святое.» Внезапно шторм прекратился, и корабль благополучно добрался до берега.
Радуйся, доблий воин Иисуса Христа…
В возрасте 22 лет Анастасий переселился на о. Хиос и начал работать школьным учителем, здесь он не только преподает, но и проповедует. Нравственность в селе и школе была на самом низком уровне при начале его учительства и постепенно поднялась до должного уровня благодаря трудам Анастасия-учителя.
Его влияние на учеников было таково, что те, а через них и все взрослые, вскоре прониклись к нему любовью и глубоким уважением. Он создал из учеников прекрасный хор и сам пел с ними в сельской церкви, но душа его тянулась к монашеству. Анастасий посещал Афон и беседовал со старцами, и в конце концов ушел в монастырь, где принял постриг и сан диакона с именем Нектарий, которое известно теперь во многих странах.
Всем сердцем расположенный к иноческой жизни, юноша часто посещает монастырь Нео Мони. В нем он принимает постриг в иночество с именем Лазарь, а после трех лет, проведенных там, удостаивается пострига в мантию и рукоположения во диакона с новым именем Нектарий.
Нектарий означает безсмертный. Это имя как нельзя более подходило ему, ибо поистине в душе его тек Нектар Жизни и из него самого словно ручей истекал благоуханный поток, исполняющий радостью всех и вся.
Получив возможность продолжить образование, Нектарий оканчивает богословский факультет в Афинах, и тогда же его приближает к себе Александрийский патриарх Софроний.
В сорокалетнем возрасте патриарх рукополагает Нектария в священники. С ревностью и самоотвержением принял он новое послушание и назначение в Свято-Никольский храм г. Каира.
Через несколько лет в этом храме его посвящают во епископа Пентапольского. Епископское достоинство никак не изменило образа жизни и поведения Нектария. Он по-прежнему стремился лишь к стяжанию смирения. «Сан не возвышает своего обладателя, одна лишь добродетель обладает силой возвышения,» – писал он в эти годы.
В одном из писем того времени святитель рассказывает о примечательном сне, в котором ему явился святитель Николай Чудотворец. Нужно добавить, что Нектарий в то время восстанавливал в Каире храм в честь этого великого святого. Во сне Нектарий увидел гробницу Николая Чудотворца, а в ней самого Угодника Божия живого, как бы спящего.
Затем Николай Чудотворец поднялся из раки и, ласково улыбаясь, просил Нектария украсить ему престол в храме золотом, а затем обнял его и поцеловал. Это целование великого архиерея Николая, видимо, имело значение особого благоволения к святителю Нектарию и, возможно, символизировало преемство дара и родство душ во Христе.
Радуйся, гонимый правды ради…
Быстрое возвышение, любовь патриарха и народа, а еще более добродетельная и чистая жизнь святителя во многих вызывали зависть и ненависть. Как говорил об этом сам святитель: «Добродетельный человек подвержен искушениям и испытаниям в этом мире», но в глубине своего сердца он радуется, ибо совесть его спокойна. Мир ненавидит и презирает добродетельных людей, одновременно, правда, завидуя им, ибо говорили наши предки: сам враг тоже восторгается добродетелью.
К сказанному можно добавить, что не только восторгается, но и мстит. Влиятельные люди патриаршего двора опасались, что всеобщая любовь к святителю приведет его в число претендентов на место святейшего патриарха Александрийского, так как Софроний был уже в преклонных летах. Они оклеветали святителя, обвинив не только в посягательстве на патриаршество, но и в аморальной жизни.
Митрополит Пентапольский был уволен в отставку и должен был покинуть египетскую землю. Он не пытался оправдываться и защищаться. «Добрая совесть – это самое великое из всех благ. Она – цена душевного мира и сердечного покоя», – говорил в своих проповедях святитель, покидая свою кафедру навсегда. Враждебная настроенность тенью следовала за ним и в Афинах, куда он перебрался.
Тщетно он ходил по инстанциям, его нигде не хотели принимать. Архиерей Божией милостью, влача жалкое существование, был лишен не только утешения, но порой и хлеба насущного. Но Господь воздал ему за терпение.
Однажды, в очередной раз приняв отказ в министерстве по делам религии, святитель спускался по министерской лестнице со слезами на глазах. Увидев его в таком состоянии, мэр города заговорил с ним. Узнав о бедственном положении, в котором находился Нектарий, мэр добился для него места проповедника. Славный митрополит Пентапольский занял место простого проповедника в провинции Эвбея, но и здесь его встретили враждебно, поверив клеветническим слухам.
Каждое воскресенье поднимался владыка Нектарий на кафедру для проповеди Слова Божия, для утешения и вразумления, встречая недоверие и молчаливое осуждение слушающих. Отчаявшись достучаться до их сердец, он решил: «В последний раз я поднимусь для проповеди, и если они не услышат меня, уеду». И вновь Господь по любви Своей совершил чудо. За одну неделю облетела город весть, что то, чему верили раньше горожане в отношении святителя, было ложно. В следующее воскресенье проповедь его была принята с воодушевлением.
Любовь народа сопутствовала Нектарию. Но до конца жизни он должен был нести крест изгнания и имя опального митрополита, не принадлежащего ни к одной автокефальной Церкви. Какое-то время у него появилась надежда на изменение такого положения, когда престол в Александрии занял новый патриарх Фотий.
Святитель обратился к нему с письмом о пересмотрении дела и признании своего епископства. Но надежды оказались тщетны. На его просьбу новый патриарх даже не ответил. До конца своих дней митрополит Пентапольский вынужден был находиться в непонятном каноническом положении, подписывая все свои бумаги «путешествующий епископ».
Радуйся, яко пленником соделался еси любве Божия. Радуйся, яко чад своих любовию пленил еси…
Постепенно тьма клеветы отступала от имени опального святителя. Люди, видя его чистую и добродетельную жизнь, слушая вдохновенные проповеди, стремились к нему. Слава Пентапольского митрополита из провинции скоро дошла до столицы и до греческого королевского дворца. Королева Ольга, познакомившись с ним, вскоре стала его духовной дочерью.
Благодаря ей он назначается директором богословской школы имени Ризари в Афинах. В ней готовили священнослужителей и светские церковные кадры. В период управления святителя школа пережила годы подъема. С неиссякаемой любовью и терпением относился Нектарий к своим подопечным. Известны случаи, когда за провинность учеников он налагал на себя строгий пост.
К этому времени вокруг Нектария стали собираться его духовные чада, многие едут к нему за советом и благословением.
Тогда же начинают проявляться в старце-святителе Дары Божией благодати: прозорливость, дар исцеления. Когда он служил Божественную литургию, находясь в молитвенном состоянии, лицо его излучало свет, который был виден окружающим. Но по-прежнему главным украшением его было истинное смирение.
Когда в школьную церковь приезжал другой епископ сослужить ему, он никогда не занимал главного места, даже если оно принадлежало ему по праву старшинства. Он всегда становился справа от престола, облаченный лишь в малый омофор, а вместо митры одевал черный монашеский клобук.
Однажды служащий школы, занимавшийся уборкой, заболел и очень переживал, что его уволят с работы. Через несколько недель, вернувшись, он обнаружил, что кто-то все это время выполнял его работу. Очень удивившись, он решил узнать, кто этот милосердный благодетель. Рано утром придя в школу, он в изумлении увидел своего «заместителя.» Это был митрополит Пентапольский, директор богословской школы владыка Нектарий.
Закончив подметать уборную, он сказал: «Не удивляйся, я не собираюсь занимать твоего места, я просто хочу помочь, чтобы за тобой сохранилась эта работа. Пока ты болен, я буду работать за тебя. Только в школе об этом не рассказывай».
Радуйся, невинный пастырю невинных овец, радуйся, мудрый собиратель девственных жемчужин!
В числе многочисленных духовных чад возле владыки собрались несколько девушек, желающих посвятить себя монашеской жизни, но не решавшихся идти ни в один монастырь, чтобы не лишиться духовного руководства своего наставника.
Как пастырь добрый, заботясь о них, Нектарий стал присматривать подходящее место и останавливает свои поиски на о. Эгина. Найдя здесь развалины древнего монастыря, он на собственные средства покупает эту землю. Сюда приезжают первые насельницы.
В своем монастыре святитель по откровению Божьему ввел давно исчезнувший из практики Православной Церкви институт диаконисс. Но, повторим, это было сделано им по откровению.
К концу жизни еще один удар обрушился на святителя. В монастырь пришла 18-летняя Мария Куда, убежавшая от деспотичной матери-свечницы. Святой Нектарий принял ее в монастырь. Тогда мать девушки подала жалобу на святого, обвинив его в совращении девушек и в убийстве рождаемых якобы ими младенцев.
Следователь, прибывший в монастырь, обзывал святого кентавром и таскал старца за бороду, а тот смиренно отвечал ему и сам готовил еду обидчику, запрещая монахиням плакать и роптать. Девушку обследовал врач и подтвердил ее чистоту; «убитых» младенцев тоже, конечно, не нашли.
После этого мать девушки сошла с ума, а следователь заболел тяжко и приезжал просить прощения у святого.
Святитель предсказывал своим послушницам, что монастырь их будет богат, если они будут усердно трудиться (о каком богатстве говорил святой? Наверное, в первую очередь, о духовном, хотя ныне монастырь не бедствует и материально).
Однажды, прогуливаясь с послушницей на природе, Святитель спросил ее: «Хочешь ли ты увидеть своего Ангела-Хранителя?» Послушница, конечно, изъявила большое желание. «Вот он перед тобой», – ответил святой. И тут же девушка упала без чувств, не вынеся того, что увидела. Святитель потом жалел о том, что произошло, говоря, что девушка была еще не готова.
В другой раз сестры монастыря просили святителя объяснить им, как понимать слова «всякое дыхание хвалит Господа,» и каким образом природа славословит Творца. Святитель ничего не ответил на это, только на следующий вечер сказал сестрам: «Вы спрашивали меня о том, как природа славит Господа? Вот послушайте сами». Сестры услышали по молитвам Святителя то, что не объяснить нам.
Вся жизнь нового монастыря проходила под руководством святителя Нектария, с которым сестер сводила постоянная переписка. Какой отеческой любовью, заботой и нежностью наполнены его письма. Некоторое время святитель одновременно руководил школой, пребывая в Афинах, и своим новоустроенным монастырем, но Господь распорядился так, что владыка уходит в отставку из школы и навсегда переселяется на Эгину. Двенадцать последних лет жизни провел он со своими инокинями, воспитывая их для Небесного Царствия. Много скорбей и искушений пришлось пережить им, но это были и годы благодатные.
Обитель за это время приведена в порядок, налажено хозяйство. Ежедневно святитель Нектарий проводил с сестрами занятия по догматике, этике, аскетике, а вечерами они, собравшись вокруг, слушали рассказы о неисповедимых тайнах Царствия Божия. Никто не замечал, как проходило время.
«Уже поздно, – иногда говорил святитель. – Пойдемте в храм на молитву». А после окончания службы добавлял: «А что, если прочесть несколько молитв Божией Матери?» Время продолжало свой бег, и утреннее пение петухов заставало всю общину в храме во время молитвы.
Радуйся, умерый и живый, радуйся, земной и небесный!
Годы земной жизни святителя тем временем подходили к концу.
Чувствуя это, он молился, чтобы Господь продлил отмеренный срок для завершения всех дел в монастыре, но как и всю жизнь, смиренно прибавлял: «Да будет Воля Твоя»!
Долго скрываемая болезнь наконец взяла свое. В сопровождении двух монахинь его отправили в больницу. Глядя на маленького, одетого в рясу старичка, мучившегося от страшной боли, дежурный служащий спросил: «Он монах?» – «Нет, – ответила монахиня, – он епископ». «Впервые вижу епископа без панагии, золотого креста, а главное – без денег», – заметил служащий.
Святителя уложили в третьеразрядную палату для неизлечимых больных. Еще два месяца провел он в муках. В день празднования Архистратига Божия Михаила и всех Небесных Сил Господь призвал к себе душу святителя Нектария.
В больнице пробыл недолго, у него оказался рак. Чудеса происходили и в больнице, медсестры заметили, что бинты, которыми обвязывали раны святителя, благоухают. Вместе со святым в палате лежал парализованный человек, и когда душа святого покинула этот мир, то он получил полное исцеление через рубашку святого Нектария.
Сразу после кончины тело святого начало мироточить. Когда гроб привезли на Эгину, то весь остров вышел проводить своего святого со слезами. Люди на руках несли гроб святого и потом заметили, что одежда, в которой они были во время похорон святителя, благоухает. Руки и лицо угодника Божия обильно мироточили, и монахини собирали миро ватой.
Погребен святитель Нектарий в склепе монастыря, несколько раз склеп открывали по разным причинам и каждый раз убеждались, что тело нетленно. Даже фиалки, положенные в гроб девочкой, не были тронуты тлением.
Праведная кончина святого последовала 9 ноября ст. ст. 1920 года. В 1961 году состоялась канонизация святителя, были подняты его святые мощи. Оказалось, что остались только косточки. Как сказали духовники, мощи истлели, чтобы их можно было разнести по всему миру на благословение от святого Нектария.
Почитание святого угодника в Церквях Востока (Константинопольской, Элладской, Иерусалимской и др.) сравнимо с почитанием в России преподобного Серафима Саровского. К сожалению, имя этого святого до сих пор не внесено в месяцеслов нашей Церкви, и пока нет ему службы.
Существует акафист святому Нектарию на русском языке. Этот акафист до недавнего времени служили в Москве, в храме Всех Святых, что в Красном селе (настоятель протоиерей Артемий Владимиров).
В этом же храме находилась икона святителя, которая мироточила, как говорили, и произошло несколько исцелений. В настоящее время по некоторым причинам акафист не совершается в этом храме, но там можно приобрести иконы и акафист святому Нектарию.
Особо прославился святитель благодатной помощью онкологическим (раковым) больным, страдающим параличами и другими тяжкими заболеваниями, одержимым бесами. Известно также, что святитель Нектарий помогает людям в денежных затруднениях.
По благословению преосвященнейшего Филарета, епископа Пензенского и Кузнецкого, в день памяти святителя Нектария 22 (9) ноября 2002 года в храме Вознесения Господня села Старая Степановка Лунинского района Пензенской области было совершено торжественное богослужение, из Пензы и районов области прибыли паломники.
После богослужения было составлено письмо высокопреосвященнейшему Ювеналию, митрополиту Крутицкому и Коломенскому, Председателю Синодальной комиссии по канонизации святых, с просьбой о внесении имени святителя Нектария в месяцеслов нашей Русской Церкви.
В Вознесенском храме есть икона святого и совершается акафист с освящением елея. Акафист совершается по воскресным вечерам.
Будем же и мы прибегать к помощи этого дивного святого, благодаря Господа, словами тропаря, посвященного святителю Нектарию: Слава прославльшему тя Христу, слава давшему ти чудес благодать, слава действующему тобою всем исцеления.
Тропарь святителю Нектарию Эгинскому, митрополиту Пентапольскому , глас 4
Преподо́бнически пожи́в, я́ко му́дрый иера́рх,/ просла́вил еси́ Го́спода/ доброде́тельным житие́м, Некта́рие преподо́бне./ Те́мже, Уте́шителя просла́влен си́лою,/ Боже́ственными мощми́ твои́ми,/ де́моны отго́ниши и боля́щия исцеля́еши,// ве́рою приходя́щия ти.
Кондак святителю Нектарию Эгинскому, митрополиту Пентапольскому , глас 2
Боже́ственный гро́м, труба́ духо́вная, ве́ры насади́телю и отсека́телю ересе́й, Тро́ицы уго́дниче, вели́кий святи́телю Некта́рие, со А́нгелы предстоя́ при́сно, моли́ непреста́нно о все́х на́с.
Молитва святителю Нектарию Эгинскому, митрополиту Пентапольскому
О, мироточи́вая главо́, святи́телю Некта́рие, архиере́ю Бо́жий! Во времена́ вели́каго отступле́ния, не́честию мир плени́вшу, благоче́стием просия́л еси́ и главу́ прего́рдаго Денни́цы, уязвля́ющаго нас, сокруши́л еси́. Сего́ ра́ди дарова́ ти Христо́с врачева́ти я́звы неисце́льны, за беззако́ния на́ша нас порази́вшия. Ве́руем: возлюби́ тя Бог пра́веднаго, да тебе́ ра́ди нас, гре́шных, поми́лует, от кля́твы разреши́т, от неду́г изба́вит, и по всей вселе́нней стра́шно и сла́вно бу́дет и́мя Его́, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Сегодня 23 ноября – Святая Церковь празднует день памяти Колесование Великомученика Георгия Победоносца
олесование святого великомученика Георгия. Грузия, просвещенная христианской верой святой равноапостольной Ниной (+ 335), родственницей святого великомученика Георгия Победоносца (+ 303, память 23 апреля), особо чтит святого Георгия, как своего покровителя. Одно из наименований Грузии - в честь Георгия (это название сохраняется и сейчас во многих языках мира). В честь великомученика святая Нина установила праздник. Он совершается и поныне в Грузии 10 ноября - в воспоминание колесования святого Георгия. В 1891 году на Кавказе, вблизи села Кахи Закатальского округа, построен на месте древнего новый храм в честь святого великомученика Георгия Победоносца к которому стекается множество богомольцев разных вероисповеданий.
Георгий был сыном богатых и благочестивых родителей, воспитавших его в христианской вере. Родился он в городе Бейрут (в древности – Белит) у подножия Ливанских гор.
Поступив на военную службу, великомученик Георгий выделялся среди прочих воинов своим умом, храбростью, физической силой, воинской осанкой и красотой. Достигнув вскоре звания тысяченачальника, св. Георгий сделался любимцем императора Диоклитиана. Диоклитиан был талантливым правителем, но фанатичным приверженцем римских богов. Поставив себе целью возродить в Римской империи отмирающее язычество, он вошел в историю как один из самых жестоких гонителей христиан.
Услышав однажды на суде бесчеловечный приговор об истреблении христиан, св. Георгий воспламенился состраданием к ним. Предвидя, что его тоже ожидают страдания, Георгий раздал свое имущество бедным, отпустил на волю своих рабов, явился к Диоклитиану и, объявив себя христианином, обличил его в жестокости и несправедливости. Речь св. Георгия была полна сильных и убедительных возражений против императорского приказа преследовать христиан.
После безрезультатных уговоров отречься от Христа император приказал подвергнуть святого различным мучениям. Св. Георгий был заключен в темницу, где его положили спиной на землю, ноги заключили в колодки, а на грудь положили тяжелый камень. Но св. Георгий мужественно переносил страдания и прославлял Господа. Тогда мучители Георгия начали изощряться в жестокости. Они били святого воловьими жилами, колесовали, бросали в негашеную известь, принуждали бежать в сапогах с острыми гвоздями внутри. Святой мученик все терпеливо переносил. В конце концов император приказал отрубить мечом голову святому. Так святой страдалец отошел ко Христу в Никомидии в 303 году.
Великомученика Георгия за мужество и за духовную победу над мучителями, которые не смогли заставить его отказаться от христианства, а также за чудодейственную помощь людям в опасности – называют еще Победоносцем. Мощи святого Георгия Победоносца положили в палестинском городе Лида, в храме, носящем его имя, глава же его хранилась в Риме в храме, тоже посвященном ему.
На иконах св. Георгий изображается сидящим на белом коне и поражающим копьем змия. Это изображение основано на предании и относится к посмертным чудесам святого великомученика Георгия. Рассказывают, что недалеко от места, где родился св. Георгий в городе Бейруте, в озере жил змей, который часто пожирал людей той местности. Что это был за зверь – удав, крокодил или большая ящерица – неизвестно.
Суеверные люди той местности для утоления ярости змея начали регулярно по жребию отдавать ему на съедение юношу или девицу. Однажды жребий выпал на дочь правителя той местности. Ее отвели к берегу озера и привязали, где она в ужасе стала ожидать появления змея.
Когда же зверь стал приближаться к ней, вдруг появился на белом коне светлый юноша, который копьем поразил змея и спас девицу. Этот юноша был святой великомученик Георгий. Таким чудесным явлением он прекратил уничтожение юношей и девушек в пределах Бейрута и обратил ко Христу жителей той страны, которые до этого были язычниками.
Можно предположить, что явление святого Георгия на коне для защиты жителей от змея, а также описанное в житии чудесное оживление единственного вола у земледельца послужили поводом к почитанию святого Георгия покровителем скотоводства и защитником от хищных зверей.
В дореволюционное время в день памяти святого Георгия Победоносца жители русских деревень в первый раз после холодной зимы выгоняли скот на пастбище, совершив молебен святому великомученику с окроплением домов и животных святой водой. День великомученика Георгия в народе еще называют «Юрьев день», в этот день, до времен царствования Бориса Годунова, крестьяне могли переходить к другому помещику.
Св. Георгий – покровитель воинства. Изображение Георгия Победоносца на коне символизирует победу над диаволом – «древним змием» (Откр.12:3, 20:2). Это изображение было включено в древний герб города Москвы.
10/23 ноября – Колесование святого великомученика Георгия
Грузия, просвещенная христианской верой святой равноапостольной Ниной († 335), родственницей святого великомученика Георгия Победоносца († 303, память 23 апреля), особо чтит святого Георгия, как своего покровителя. Одно из наименований Грузии – в честь Георгия (это название сохраняется и сейчас во многих языках мира). В честь великомученика святая Нина установила праздник. Он совершается и поныне в Грузии 10 ноября – в воспоминание колесования святого Георгия. В 1891 году на Кавказе, вблизи села Кахи Закатальского округа, построен на месте древнего новый храм в честь святого великомученика Георгия Победоносца к которому стекается множество богомольцев разных вероисповеданий.
3/16 ноября – Освящение храма святого великомученика Георгия в Лидде
Город Лидда (Лод) – родина великомученика Георгия Победоносца. Здесь был дом его матери, здесь прошло его детство. Святой великомученик Георгий был римским воином, пострадал он при императоре Диоклитиане в Никомидии в начале IV века. Мощи его христиане перенесли на родину, в Лидду, и здесь он был погребен.
Гробница, в которой были положены мощи великомученика, сейчас расположена в крипте православного храма, посвященного великомученику Георгию. В самом храме имеется частица мощей святого Георгия, а также цепь, которой был скован великомученик.
Первую церковь здесь возвели в VI веке. Храм несколько раз разрушался и в своем нынешнем виде был восстановлен лишь в 1872 году благодаря пожертвованиям из России. Освящение обновленного храма состоялось 3/16 ноября 1872 года , в годовщину того дня, в который он был освящен впервые. Воспоминание о сем знаменательном событии Русская церковь совершает в этот день и до настоящего времени; этот праздник внесен в месяцеслов, в честь сего торжества на Руси строились храмы.
Также в Лидде апостол Петр исцелил Энея, восемь лет лежавшего в расслаблении (Деян. 9:32-35).
26 ноября/9 декабря – Воспоминание освящения храма великомученика Георгия в Киеве
У русских князей, начиная с равноапостольного князя Владимира, существовал благочестивый обычай основывать храмы в честь своих Ангелов Хранителей. Так, равноапостольный Владимир, в Святом Крещении Василий, построил в Киеве и Вышгороде храмы во имя святителя Василия Великого, князь Изяслав I (1054–1068), в Крещении Димитрий, построил в Киеве храм и монастырь во имя святого великомученика Димитрия (память 26 октября), князь Ярослав Мудрый (1019–1054), во Святом Крещении Георгий, положил начало храму и мужской обители в честь своего Ангела Хранителя – великомученика Георгия (память 23 апреля), а также построил храм во имя великомученицы Ирины (память 5 мая), Ангела Хранителя своей супруги. Храм в честь великомученика Георгия находился перед вратами Святой Софии, на его строительство князь Ярослав затратил большие средства, в возведении храма принимало участие большое число строителей. 26 ноября храм был освящен святителем Иларионом, митрополитом Киевским (память 21 октября), и установлено ежегодное празднование в честь этого события.