Каким образом к нам возвращаются наши поступки, на библейских примерах рассказал священнослужитель Михаил Питницкий.

Есть такие слова «что посеешь, то и пожнёшь», а ещё говорят, что жизнь —как бумеранг: что человек делает, то к нему и возвращается.

Есть два самых ярких примера из Библии, которые подтверждают эти высказывания.

Первый пример — это история царя Давида. В Библии не раз говорится, что за добродетели царя Давида Бог не отнимал милость свою от народа израильского. За добрые дела царя Давида…

Однако сегодня я хочу рассказать историю Иакова: что он посеял в своей юности, и что он пожал в своей старости.

Иаков обманным путём добился от своего отца — Исаака — благословения первородства. Он выдал себя за старшего брата и обманом завладел первородством.

Его родной брат Исав разгневался и даже хотел убить его за это. Поэтому Иаков вынужден был бежать в Месопотамию, на родину своей матери Реввеки, где он нашел прибежище у своего родственника Лавана и полюбил его дочь Рахиль.

У Лавана было две дочери — Лия и Рахиль. И вот Иаков семь лет работал на Лавана, чтобы тот отдал ему в жены Рахиль. А когда настала брачная ночь, отец девушки Лаван обманным путём отдал ему в жены свою дочь Лию.

Когда на утро обман был раскрыт, Иаков спросил у Лавана, почему он так поступил? На что Лаван ему ответил, что в его стране сначала замуж нужно выдать старшую дочь, и только потом младшую.

“Ты работал за Лию семь лет, я тебе через неделю отдам в жены Рахиль, но ты за неё отработаешь ещё семь лет”, — сказал Лаван.

Отметим, что Лаван ещё не раз раз обманывал Иакова.

Итак, мы видим, что Иаков, посеяв обман, вынужден был пожинать его неоднократно.

Далее Иаков возвращается к себе на родину. К тому времени он уже был многодетным отцом, а его сыновья между собой не дружили. И возненавидели они самого младшего сына Иосифа, который был любимцем Иакова. И надумали они его убить.

Но, не решившись пролить кровь родного брата, они раздели Иосифа, продали в рабство, а его одежду вымазали в крови, показали отцу и сказали, что он, якобы, был растерзан дикими зверями.

Мы помним, что Иаков, обманув своего отца Исаака, доставил ему тем самым большое горе. И теперь его сыновья делают с ним то же самое.

Отец Иакова — Исаак — был в большой скорби от того, что его сыновья
— Иаков и Исав — жили между собой во вражде, постоянно ссорились. И теперь ту же самую скорбь испытывал Иаков. Его сыновья, как мы видим, тоже не ладили между собой

Это далеко не все скорби, которые пережил Иаков за один свой грех — обман отца. Вот, уж, действительно, что посеешь, то и пожнёшь. Как Иаков поступил со своим отцом, так и с ним поступили потом его дети.

Какие еще выводы можно сделать из этой истории? Обижать своих родителей — это очень тяжкий грех. Злословить о своих родителях, рассказывать другим людям об их грехах, жаловаться на них…

Об этом можно поговорить разве что со своим духовником, чтобы получить совет или какие-то рекомендации. А выносить на всеобщее обозрение грехи своих родителей ни в коем случае не стоит. Осуждать родителей в своем сердце, думать о них плохо — уже является грехом.

В одном Житие святых рассказывается одна любопытная история. Как-то обратился сын к своей матери, которая была довольно-таки дурного характера, с просьбой благословить его уйти в монастырь.

Мать схватила полено и со всей силой бросила в сына. Сын уклонился от полена, потом поднял и поцеловал его. Из этого полена он вырезал крестик, который повесил себе на грудь и всю жизнь носил его, считав его материнским благословением.

Вот так относились святые отцы даже к гневу своих родителей. Они не осуждали их и всячески пытались оправдать их поступки.

Если мы посеем вот такое отношение к нашим родителям, старшим, да и вообще ко всем людям, то и с нами так же будут поступать другие люди… И самое главное — наши дети.

Если мы будем стараться жить в мире со своими братьями и сестрами, то и наши дети будут ладить между собой. Это большая премудрость, которая подтверждена Библией.

Будем же сеять вокруг себя добро, любовь, кротость, целомудрие, смиренномудрие…

Таким образом, эти добрые качества мы передадим и своим детям. И они унаследуют благословение Божье.

А за добрые дела праведников Бог даёт благословение до тысячного колена.

Алексей Осипов

Алексей Ильич Осипов — заслуженный профессор Московской духовной академии, доктор богословия, педагог, публицист, писатель, проповедник.
 

Алексей Ильич Осипов — заслуженный профессор Московской духовной академии, доктор богословия, педагог, публицист, писатель, проповедник.

Почему к Богу нужно делать один шаг, и два шага — к ближнему, как говорил игумен Никон (Воробьёв)? Что это означает, рассказал православный богослов, профессор Московской духовной академии Алексей Ильич Осипов.

Когда мы обращаемся к Богу, необходимо понимать следующий закон. Мы делаем шаг к Богу, но этот шаг может быть действенным только при таком условии, когда мы по отношению к людям, с которыми мы общаемся или взаимодействуем, сделаем два шага.

Надо к центру идти через ближних. Или так: два шага к ближнему — это один шаг к центру. Это правильный и безопасный путь. Шагать же прямо к центру, думая, что этим мы сами собой приблизимся и к ближним — не верно.

Подумайте, как мы можем любить Бога, если не любим того, кто находится рядом с нами в повседневной жизни?

Вместо того, чтобы помолиться о том человеке, который поступает с тобой несправедливо, мы набрасываемся на него, как тигр, и рвем его на части — мыслями, словами, осуждением, гневом… Вместо того, чтобы просить Господа помиловать этого человека.

Надо запомнить духовный закон: мы получаем точно то, что делаем или желаем другому человеку. Какою мерою мерим, такою и нам возмерится и здесь, и в будущем.

Ух, как важно знать духовные законы жизни! Не хотите себе зла — удерживайте не только свой язык, но и свой ум, чтобы даже в мыслях не иметь злого в отношении другого человека. Закон, который можно было бы назвать законом бумеранга. Это закон Евангелие: не делай другому того, чего не желаешь себе.

Не потому что Бог накажет. Мы по привычке всё на Бога валим. Да нет же. В тот момент, когда я злостно веду себя по отношению к другому человеку, я сам себя раню.

Грехом мы сами себя раним. С христианской точки зрения, грех — рана, которую человек наносит себе. Мы не Бога таким образом оскорбляем. Бога невозможно оскорбить. Святые отцы пишут об этом самым решительным образом.

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин пишет, что кощунственно даже думать о том, что Бог может гневаться и озлобляться.

Антоний Великий утверждал, что Бог — благ, и только благое творит.

“Бог благ и только благое творит, вредить же никому не вредит, пребывая всегда одинаковым; а мы, когда бываем добры, то вступаем в общение с Богом, по сходству с Ним, а когда становимся злыми, то отделяемся от Бога, по несходству с Ним…”

Иоанн Златоуст поясняет, что о гневе и озлоблении Бога говорят ради простого грубого народа. К примеру, представьте такую картину — идёт богослужение, литургия. Пришла женщина с ребенком. Ребенок везде ходит, она вынуждена следовать за ним. Вот ей в пору и сказать: «Что ты делаешь? Ты же бесовскую работу исполняешь. Какая задача у бесов? Отвлечь людей от молитвы. И ты это делаешь. Бог тебя накажет».

Одно дело говорить о Боге в вероучительном смысле, в понимании Бога по существу. И другое дело, когда мы обращаемся к конкретному человеку. Здесь говорить надо на его уровне сознания. Он только так понять может.

Бог не прогневается, на самом деле. Но когда мы знаем, что грехом мы сами себя раним, это даёт нам возможность задуматься.

Когда я прыгаю с третьего этажа, руки-ноги переломлены, разве это Бог меня наказывает? Если я злоупотребляю алкогольными напитками и зарабатываю цирроз печени, разве это бог меня наказывает? Важно понять это.

Итак, грех — это рана, которую я сам себе наношу. Бог — это только врач, к которому я могу обратиться, и который готов мне помочь. Бог — это не палач, который наказывает, а врач, который исцеляет.

К нам внедрилось западное понимание Бога: Бог накажет или Бог наградит. Бог — это абсолютная любовь. Значит, дело не в нём, а в нас. Ну, приоткрой немного форточку, чтобы свет Божий попал в твою душу.

Бог никогда не наказывает и никогда не награждает. Заповеди Божии только предупреждают нас. Человек, не осуждай, иначе получишь возмездие. Не я тебя накажу, ты сам себя накажешь.

Возвращаясь к двум шагам… Преподобный Пимен Великий говорил, что наше спасение в ближнем, то есть в любви к ближнему. С этого надо начинать всем. Если мы хотим, чтобы кто преодолел себя и изменил своё отношение к нам, то и сами должны раньше его совершенно изгнать из своего сердца неприязнь к нему.

Write a comment:

Follow us: