«Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. Из них пять было мудрых и пять неразумных. Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла. Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих» (Матф.25:1-4).

Притча о Царстве Небесном, то есть о людях, которые в вечности будут находиться с Господом, Который здесь символизируется образом жениха. Два главных вопроса притчи такие: что понимать под образом светильника и что под образом масла?

Путешественник Др. Александр Финдли так описывает виденное им в Палестине: “Когда мы приближались к воротам галилейского города, – пишет он, – я увидел десять нарядно одетых дев, игравших на каких-то музыкальных инструментах и танцевавших на дороге перед нашим автомобилем. На мой вопрос, что они делают, переводчик сказал мне, что они составляют компанию невесте в ожидании жениха.

Я спросил переводчика, можно ли увидеть само бракосочетание, но он покачал головой и сказал:

“Может быть, оно будет сегодня вечером, или завтра вечером, или через две недели, никто никогда точно не знает этого”. Потом он стал объяснять, что очень интересно побывать, во время бракосочетания, в семье среднего класса на брачном пире.

Жених прибывает неожиданно, иногда среди ночи; он, правда, должен, по общему мнению, послать впереди по улице человека, который выкрикивает: “Смотрите! Жених идет!”, но это могло быть в любое время, и потому все должны были в любое время быть готовыми выйти на улицу, чтобы встретить его, когда бы он ни захотел прийти… Важно также отметить, что с наступлением темноты никто не может выходить на улицу без зажженной лампы, и что, если жених прибыл то двери за ним закрывались, опоздавшим войти уже не разрешалось”.

Очевидно, что во времена Иисуса, культура еврейской свадьбы очень точно соответствовала притче о десяти девах.

«И как жених замедлил, то задремали все и уснули. Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему» (Матф.25:5,6).

Заметим, что все девы заснули. Сном Библия называет неосознанную жизнь, когда мы не отдаем себе отчета в том, что и почему мы делаем в данный конкретный момент, когда жизнь «идет по течению», когда мы теряем осознанную связь с Духом Святым. К сожалению, такое часто происходит как с неразумными, так и с разумными…

«Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут. А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе. Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились» (Матф.25:8-10).

Какого масла не хватило неразумным? Комментаторы выдвигают разные мнения: рождение от Духа Святого, исполнение Духом, добродетели в целом…

Что касается рождения свыше, то вряд ли об этом идет речь, потому что по природе все десять названы девами. Они имеют одну природу, но разную меру мудрости.

«после приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам. Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас» (Матф.25:11,12).

Очень важная деталь притчи: отсутствие масла означает, что Господь не знает человека лично. Значит речь идет о личных отношениях поклонения человека и Господа Иисуса, Который сказал:«Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Иоан.4:24).

Если масло есть символ поклонения в духе и истине, тогда светильник, который нужно поправлять – это образ духовных дисциплин (молитва, размышление над Словом, пост, исповедь и пр.).

Профессор Лопухин пишет: «Человек не может взять взаймы отношение с Богом – эти отношения он должен иметь сам. Человек не может взять взаймы характер – он должен иметь его сам. Мы не можем все время жить за счет духовного капитала, накопленного другими. Некоторые вещи мы должны добыть сами, потому что их нельзя занять у других».

«Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий» (Матф.25:13).

 

 

Write a comment:

Follow us: