Нед.25 по Пятидесятнице—о милосердном самярянине. Лк., 53 зач., 10:25-37
После того, как ко Христу вернулись 70 учеников, посланные по двое, проповедовать Царство Небесное, Он общался с иудеями. И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?(Лк.10:25). Искушая Христа, законник думал не о спасении своей жизни, но о Христовой: как Его погубить, найдя в ответе Христа вину против закона Моисея … Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь? Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя (Лк.10:26-27). Христос, зная злобу законника, не отвечает, а сам спрашивает его о законе. Что написано — знали все законники, но как духовно понимать написанное, не знал никто из них …. . Странно, что законник назвал эти две заповеди: в законе Моисея были главные заповеди, а эта была второстепенная;они даже написаны в разных книгах (Лев.19:18; Втор.6:5). Иудеи как то старались выполнять другие заповеди Божии, но заповеди о любви – никогда. Они не могли подняться до любви к Богу, но всё делали из страха. Видимо законник объединил эти заповеди и выделил их, как главные для спасения, потому что узнал: Христос заповеди о любви ставит выше всех остальных заповедей и законов … . Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить (Лк.10:28). Христос так ответил, потому что если искренно любить Бога и ближнего, то через эту любовь, постепенно прийдёт всё, что нужно: и правильная вера, и терпение, и смирение. Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний? —законник почувствовал упрек в словах Христа и оправдывается этим вопросом — На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо(Лк.10:29—32). Кто этот человек, шедший из Иерусалима в Иерихон? Свт. Николай Сербский пишет, что это — всё человечество. Иерусалим — это символ Рая, а Иерихон — символ Земли, обезображенной грехом, после падения первого человека. Разбойники — это злые духи — они нападают на людей, снимают с их души Божественную одежду страха, веры и благочестия; ранят душу грехами и потом уходят, а душа лежит в отчаянии у дороги жизни. Священник — это закон Моисея, он лишь увидел человечество как тяжело больного, но прошел мимо. А левит — это пророки: они увидели, подошли ближе и утешили больного — сказали, что после них придёт Небесный Врач. И прошли мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе(Лк.10:33—35). Самарянин — это сам Христос. По великому смирению Он называет Себя Самарянином: потому что иерусалимские иудеи презирали самарян как идолопоклонников. То, что сделал потом самарянин иудею — враг врагу — образ милосердия Христова к человеческому роду, ушедшему из Рая и ставшего врагом Богу… Перевязывание ран означает непосредственное соприкосновение Христа с больным человечеством. Масло и вино означают милость и истину. Осел — это тело человеческое, гостиница — Святая Церковь, а содержатель гостиницы – это апостолы и последующие священнослужители. Два динария — это Ветхий и Новый Заветы. Когда возвращусь — это второе пришествие Христово, перед Страшным Судом. Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же (Лк.10:36—37). На вопрос Христа, законник подтвердил, что только Самарянин был ближним избитому у дороги иудею. Этой притчей Христос соединяет обе заповеди о любви в одну: потому что любовь к Богу обязательно проявляется в любви к людям, а через дела любви к людям, человек придёт к Богу… Давайте и мы с вами, пойдём этим путём Любви: постараемся разглядеть в каждом человеке, даже самом плохом, — образ Божий. Ведь он есть у всех, только у многих сильно затемнён грехами! И тогда Любовь преобразит нашу жизнь: наполнит её духовным смыслом, приведёт к Богу и, после смерти тела, введёт в Рай! Аминь! священник Андрей Гильгенберг.